(фон-Роденер) ? историк и политический деятель (1775?1840), профессор истории права и политической экономии во Фрейбурге. Его сочинению "Fur die Erhaltung der Universitat Freiburg" (1818) фрейбургский университет был главным образом обязан своим дальнейшим существованием. В 1819 г. университет выбрал его своим депутатом в баденскую первую палату, где он решительно выступил за отмену крепостного права. В 1831 г. он был избран во вторую палату, где до самой смерти был одним из вождей либеральной партии. В октябре 1832 г. реакция добилась удаления Р. с кафедры и запрещения основанной им газеты "Der Freisinnige". Бюргермейстером Фрейбурга он утвержден не был. В 1848 г. ему воздвигнут был памятник во Фрейбурге; после подавления революции он был снят, но в 1862 г. снова поставлен. Широкого распространения своих либеральных идей среди всех сословий немецкого народа Р. достиг своей " Allgemeine Geschichte" (Фрейбург, 1813?18; 6 изд., 1824?27; продолжена Штегером и Гермесом, 25 иллюстр. нар. изд., Брауншвейг, 1866?67; извлечение из него "Allgemeine Weltgeschichte", Штутгарт, 1830?34; 8 изд. Циммермана, 1871?1872). Из других его трудов замечательны: "Lehrbuch des Vernunftsrechts und der Staatswissenschaften" (тт. 1 и 2, Штутгарт, 1829?30; 2 изд., 1840; тт. 3 и 4, там же, 1834?35), "Sammlung Kleiner Schriften, meist hist. u. polit. Inhalts" (там же, 1829?37). Вместе с Велькером он начал издавать "Staatslexikon" (Альтона, 1834?44; 3 изд., Лейпциг, 1856?66). Его сын Герман издал "R.'s gesammelte und nachge lassene Schriften, mit Biographie und Brief wechsel" (Пфорцгайм, 1841).
В определении понятия права Р. придерживается взглядов Канта: он исходит из свободы человека, которая является фактом, несомненным для чувств и рассудка; но свобода одного не должна препятствовать свободе другого; право ? совокупность правил, охраняющих гармонию внешней свободы. Право резко отграничивается от нравственности: последняя имеет предметом достоинство действующего и внушает человеку, что делать и что не делать, в соответствии с этим достоинством; юридический закон имеет предметом несогласие человека с самим собой, а согласие между внешними поступками различных лиц. Наряду с естественным правом требуется установление положительного, но не вследствие несовершенства первого, а вследствие слабости и испорченности людей; буква закона часто омрачает чистоту естественного права, и Роттек объявляет себя сторонником революции, если она является борьбой за введение права разума. Государство, по мнению Р., основывается на общественном или союзном договоре. Конституция правомерна лишь в том случае, если она устанавливает господство общей воли; естественный первообраз государства ? демократия. В государстве Р. признает две основные власти ? законодательную и управляющую; судебная власть, насколько ее деятельность проявляется в суждении, не есть власть, а когда под нею разумеется осуществление закона, то она составляет отрасль администрации. Р. восстает против системы двух палат и против отдельного представительства наследственной аристократии.