(граф Пьетро conte de Rotari, 1 707?1762) ? итальянский исторический и портретный живописец, родом из Вероны. Выучившись в этом городе рисованию у Р. Ауденарде, посещал школу А. Балестры, и затем совершенствовался в живописи под руководством Тревизани, в Риме, и Солимены, в Неаполе. Посетив разные города Италии, жил довольно долго в Германии, в 1750 г. работал в Вене, потом в Дрездене, откуда, в 1757 г., был вызван ко двору императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в Петербурге до конца своих дней, написал здесь несколько исторических картин, множество портретов и несчетное количество идеальных женских головок. Вообще был завален заказами и пользовался большим почетом в высших сферах петербургского общества. После его смерти, Екатерина II купила все оставшиеся в его мастерской головки красавиц и приказала разместить их частью в особой зале большого Петергофского дворца, названной "Кабинетом мод и граций", где они находятся и в настоящее время, частью в китайском павильоне Ораниенбаумского парка. Произведения графа де-Р. манерны; колорит его не отличается большой силой, изобилует сероватыми, пепельными тонами; живопись у него ? сахарная, прилизанная, но он не был лишен вкуса, чувствовал гармонию красок и обладал технической виртуозностью. Из исторических картин графа Р., лучшими считаются: "Благовещение" (написанное для одной из церквей Гвасталлы), "Св. Людовик Тулузский, раздающий нищим милостыню" (в церкви этого святого в Падуе) и "Бегство во Египет" (в Дрезденской галерее); из портретов ? изображающие Марию-Антонию, супругу саксонского курфюрста Леопольда (в Нимфенбургском дворце, близ Мюнхена), императрицу Елизавету Петровну, в черной мантилье, с черной кружевной наколкой на голове (самый похожий из всех портретов этой государыни, превосходно гравированный Чемезовым; находится в Гатчинском дворце) и Екатерины II (в Роман. галерее Зимнего дворца в СПб.), а из жанров ? две картинки мюнхенской пинакотеки: "Девушка, доведенная до слез" и "Спящая девушка, которую молодой человек будит, щекоча ее ноздри колосом пшеницы". Р. прекрасно гравировал офортом. В "Allgemeines Kunstler Lexicon" Н алера упоминается 21 его гравюра; из них особенно удачны "Св. Анна, учащая юную Богородицу чтению", "Св. Людовик Тулузский" (воспроизведение вышеупомянутой падуанской картины), "Истязание Спасителя" и "Три святых монаха".
A. C? в.