(Тильман Riemenschneider, прозванный "Мастером Диллем") ? один из лучших немецких скульпторов конца XV и начала XVI столетия (1460?1531). Кто был его учителем ? неизвестно, но не подлежит сомнению, что он образовался под влиянием реалистического направления современных ему нидерландских мастеров. Явившись в 1483 г. в Вюрцбург в качестве подмастерья фигурно-резного дела, он поселился в этом городе, с 150 4 г. сделался членом тамошней ратуши, в 1520 г. был избран в первые бургомистры, но через пять лет, за свою приверженность к реформации, исключен из числа городских управителей. Известность его, как искусного скульптора, была широко распространена за пределами вюрцбургского округа; его многочисленные, дошедшие до нас произведения, исполненные по большей части из песчаника и мрамора, равно как и из дерева, свидетельствуют, что он умел соединять в них верность натуре с благородством сочинения и экспрессивностью. Замечательнейшее из этих произведений ? мраморный надгробный памятник императора Генриха II и его супруги, Кунигунды, в вюрцбургском соборе, состоящий из фигур обоих усопших и из рельефов, изображающих эпизоды их жизни (1513). В ряду прочих скульптур Р. наиболее достойны внимания мраморные памятники епископов Рудольфа фон-Шеренберга и Лауренца фон-Бибры, в том же соборе, "Адам" и "Ева" (1490?93), "Иоанн Креститель", "Христос и 12 апостолов" (в Мариинской церкви, в Вюрцбурге, 1500?06), "Мадонна" (в неймюнстерской церкви, там же), другая "Мадонна", резанная из дерева (в церкви Фолькаха, близ Швейнфурта) и два "Снятия с креста", в церквах Гейдигсфельда и Майдбрунна (1525).
А. С?в.