(? ' ??????????????) ? в то время как при патриархах римском, александрийском, антиохийском и иерусалимском для сношений с императором состояли апокрис(з)иарии (см.), при патриархе константинопольском для этой цели существовали референдарии. Имя Р. означает докладчика (а referendo). Постоянные сношения Р. с двором привели к тому, что его часто называли придворным (palatinus); это название иногда заменяло собою имя Р. Должность Р. возникла в VI или VII вв. Р. носил сан диакона, подобно всем важнейшим должностным лицам константинопольской церкви. Так как сношения константинопольского патриарха со светскими властями были весьма многочисленны и разнообразны (патриархат константинопольский был очень обширен, и притом патриарх константинопольский имел право апелляции и ходатайства по делам других патриархатов), то при нем впоследствии находилось значительное число Р. Будучи не столько представителями патриарха, сколько служебными посредниками между патриархом и императором, Р. не имели ни полномочий, предоставлявшихся, например, апокрисиариям, как полным представителем своих епископов, ни значения при дворе, равного значению апокрисиариев, а передавали лишь то, что было поручаемо им патриархом при каждом отправлении их к царю. Со времени образования патриаршего двора, Р. занял четвертое место во второй пентаде (пятерице). Р. должен был, по поручению патриарха, извещать императора о положении дел великой константинопольской церкви, по всем частям ее управления. Если происходили в церкви какие-либо неустройства, которых патриарх не мог предотвратить и прекратить своими собственными усилиями, то патриарх поручал Р. просить содействия императора к водворению надлежащего порядка и благочиния. Если случались какие-либо неприязненные столкновения патриаршей власти с гражданскими властями, то Р. доносил о том императору, прося его решения. Так как постановления церковной власти получали обязательную для всех силу закона только тогда, когда утверждались и поддерживались императорами, то Р. должен был испрашивать согласие и утверждение императора на все особенно важные распоряжения патриарха и его собора, касавшиеся всего патриархата. От лица патриарха Р. доносил императору о состоянии епархий константинопольского округа, о нуждах их, о беспорядках, в них происходящих, и испрашивал у императора соответствующих распоряжений. Он должен был ходатайствовать перед императором и по делам церквей, принадлежавших к другим церковным округам, если предстоятели их просили посредничества константинопольского патриарха. Он представлял императору духовных сановников, которым нужно было его видеть. Наконец, референдарии служили посредниками между патриархом и лицами, имевшими более или менее важное значение при дворе. Когда Р. отправлялся к императору по делам церкви, с ним отправляем был особенный сановник (? ??? ??? ???????), заведовавший защитой лиц обиженных и искавших покровительства у патриарха. Как судья, Р. заседал в совете хартофилакса и принимал участие в суде церковном.
См. иеромонах Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1858); Як. Третьяков, "О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века" ("Православный Собеседник", 1868, ч. III).
В канцеляриях римской курии Р. называется должностное лицо, которое докладывает прошения, с приложением своего заключения. В Германии Р. называются докладчики, проходящие подготовительную службу при высших судебных и правительственных инстанциях.
Референдарий (лат. referendarius, польск. referendarz) ? в прежней Польше и Литве сановник, занимавший второе место после великого секретаря; назначался королем. Р. было четверо ? два коронных и два литовских; двое избирались из светских, двое ? из духовных лиц. Должность Р. учреждена была в 1507 г. Сигизмундом I. Обязанность их первоначально состояла в том, чтобы от ранней обедни до обеда и от обеда до вечера выслушивать жалобы частных лиц и сообщать их канцлерам для представления королю; позже они только сообщали решения на поданные жалобы. Впоследствии учреждены были референдарские суды (см.).