(Юлия Аделаида R e camier, 1777?1849) ? знаменитая красавица, салон которой привлекал много выдающихся людей. Дочь незначительного чиновника Бернара, она 16-ти лет вышла замуж за сорокалетнего банкира Р., который всегда обращался с ней как с дочерью. В ее доме, с первых годов республики и особенно в эпоху директории, собирались все выдающиеся люди. Молодая хозяйка держала себя одинаково со всеми своими почитателями. Настойчиво, но напрасно добивался любви ее Луциан Бонапарт, называвший себя Ромео, и писавший к своей Юлии пламенные послания, в которых сравнивал ее с Элоизой, а себя ? с Сен-Прё. Поклонниками ее были и братья Монморанси, из которых один, Матье (см.), суровый католик, на всю жизнь остался преданнейшим ее другом, играя при ней роль как бы духовника. Дружбой ее должен был довольствоваться и генерал Бернадот, спасший ее отца, замешанного в заговоре роялистов. В 1806 г. Наполеон, сначала через Фуше, потом через сестру свою, Каролину, предложил Р. быть официально его фавориткой, но она отказалась наотрез. Наполеон отомстил ей тем, что разорил ее мужа, запретив государственному банку выдать ему необходимую сумму. Почитатели Р. остались ей верными, несмотря на ее опалу. Раздраженный этим император, под предлогом сношений Р. с г-жой Сталь, выслал ее из Парижа. Р. уехала в Коппе и там познакомилась с прусским принцем Августом (см.), предложившим ей вступить с ним в законный брак. После некоторого колебания, Р. отказалась и от этого предложения, не желая покинуть мужа, который делил с нею лучшие дни. До падения империи Р. жила в Италии, поддерживая близкие сношения с королевой Гортензией и с Каролиной Мюрат, ставшей неаполитанской королевой. В Риме салон ее имел такую же притягательную силу, как и в Париже; в числе её поклонников был Канова, сделавший, помимо ее ведома, ее бюст, который он впоследствии превратил в Беатриче Данте. После возвращения в Париж начался наиболее блестящий период жизни Р. Салон ее получил европейскую известность. Постоянными его посетителями были Камилл Жордан, Балланш, Бенжамен Констан, Шатобриан. Когда муж Р. вновь разорился, она вынуждена была удалиться в монастырь Abbaye-aux-Bois, где сдавались в наем квартиры для женщин высшего круга. В этой скромной обстановке салон ее принял характер преимущественно литературный; здесь Ламартин в первый раз читал свои "M e ditations". Шатобриан, своими страстными порывами, заставил Р. бежать из Парижа и провести два года в Италии, пока не успокоился слишком пламенный ее обожатель. Через такие же фазисы надежды, страсти и разочарования прошла и любовь 20-летнего Ампера, последовавшего за 46-летней Р. в Италию. По возвращении в Париж жизнь Р. сливается с жизнью Шатобриана, который не только задает тон ее салону в Abbaye-aux-Bois, но определяет и состав общества, в нем собирающегося. Дружба Р. с Шатобрианом была рядом тяжких самопожертвований: она покоряется всем капризам и всем требованиям суетного и безмерно самолюбивого старика и принимает на себя роль утешительницы и успокоительницы его. В старости Р. ослепла, но сохранила свое обаяние.
Определенных политических воззрений она не имела и никогда не стремилась к активной деятельности. Глубоким умом Р. не обладала, но природа наделила ее необыкновенным тактом, здравым смыслом и неисчерпаемой добротой. Если к этому прибавить любезный и ровный характер, уменье говорить со всяким его языком, мягкость и благородство манер, отсутствие жеманства, тонкое кокетство, соединенное с застенчивостью, грацию движений, речи и поступки и, наконец, редкую красоту, то получится ключ к обаятельной прелести этой женщины, обладавшей уменьем возбуждать страсти и никогда не чувствовать их. Ее племянница, г-жа Ленорман, издала "Souvenirs et correspondance tir es des papiers de M-me Re camier" (Париж, 1859; 4 изд., 1875) и "M-me R., les amis de sa jeunesse et sa correspondance intime" (П., 1872); по поводу первого из этих изданий Евгения Тур поместила характеристику Р. в "Русском Вестнике" (1860, ¦¦ 3 и 4).
Ср. Brunier, "Ein edles Frauenbild: Julie R." (Прессбург, 1875).