рахманский велыкдень. ? В ряду малорусских народных сказаний о рае и блаженных людях видное место занимает сказание о Р. и о рахманском великодне, встречающееся уже в Несторовой летописи с указанием источника ? хроники Георгия Амартола. Фантастическое сказание о блаженной жизни брахманов, или индийских браминов, обращенных в христианских легендах в образцовых христиан, подробно передается в "Хождении Зосимы к Рахманам", изданном Тихонравовым по двум спискам, XIV и ХVII вв., буквально сходных ("Памят. отреч. литер.", т. I Î, стр. 78?92). Преп. Зосима 40 дней не вкушал пищи и просил Бога показать ему страну блаженных. Желание его было исполнено. Сначала верблюд перенес его через пустыню, затем ветер принес его к реке, за которой жили блаженные. Перебравшись через реку с помощью громадных деревьев, наклонивших с одного берега на другой свои верхушки, пр. Зосима вступил в землю Р. и пробыл среди них семь дней. Р. днем и ночью пребывают в молитве, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня одного дерева. Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды. Прижив с женой двух детей, рахманы разводятся и живут целомудренно. Они спят в пещерах на земле, устланной древесными листьями. Ангелы сообщают Р. о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и Р. молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме, "мы от вашего рода есмы". В посту Р. вместо древесных плодов питаются манной, спадающей с неба, и только поэтому судят о перемене времени. Р. живут от 100 до 860 и даже до 1800 лет. Они знают время своей кончины и умирают без болезни и без страха. Сказания о Р. в Южной России проникли в глубь народа, причем особенно привилось в южнорусской почве предание о рахманском светлом празднике (велыкдне). В Литинском уезде говорят, что Р. ? христиане. Они не имеют собственного счисления времени и потому празднуют Пасху тогда, когда доплывет к ним скорлупа яйца. Вследствие этого существует в народе обыкновение выбрасывать в Великую Субботу в реку скорлупы яиц, которые доплывают к Р. через три с половиною или четыре недели (Чуб., т. I, стр. 220). Искажением поверья представляется дополнительная черта, что Р. живут под землей (ib., т. I, стр. 220). В Галиции существует поверье, что скорлупы, доплыв в рахманскую страну, обращаются в яйца и каждое яйцо идет на 12 Р., питающихся от него в течении года. Пуская скорлупу на воду, сохраняют молчание или приговаривают: "плыньте в рахманьски край". На рахманский велыкдень, бывающий в среду на четвертой неделе после Пасхи, не работают. Существует легенда, что в галицийском селении Гарасимове мужик, выехавший однажды в этот день в поле орать, провалился под землю вместе с погоничем, плугом и волами, и если в день рахманского светлого праздника приложить ухо к земле, то можно слышать крики погонича о помощи. Баба, мывшая белье на рахманский велыкдень, умерла на другой день (Kolberg, "Pokucie", т. I, стр. 199). На Украйне на рахманский велыкдень ломают березовые ветки, приписывая им целебное значение (правят кость).
Н. Сумцов.