(Ramberg) ? двa немецких художника. 1) Иоганн-Генрих Р. (1763?1840), живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Получив первоначальные познания в перспективе и живописи от своего отца, в течение десяти лет учился в Лондонской академии художеств под руководством Дж. Рейнольдса, после чего сделал поездку в Нидерланды и Италию и, наконец, состоял придворным живописцем ганноверского короля. Отлично рисовал карикатуры и юмористические сцены, изготовлял иллюстрации и заглавные виньетки для альманахов и карманных книжек, бывших в большой моде в начале нынешнего столетия, а также писал масляными красками картины, из которых наиболее известен "Переход Александра Македонского через Граник". В последний период своей деятельности работал, как рисовальщик, слишком поспешно и через то впадал в поверхностность и небрежность. С него гравировали Мурфи, Бартолоцци и др. Гравируя сам свои композиции, он довольствовался очень простым приемом ? исполнял эстампы почти в очерках и потом собственноручно раскрашивал их акварелью. 2) Артур-Георг Р. (1819?75) ? исторический живописец и жанрист, двоюродный внук предыдущего. приобретя художественную подготовку под его руководством, посещал классы Пражской академии и в то же время слушал лекции в тамошнем университете затем учился у Ю. Гюбнера в Дрездене. Революция 1848 г. заставила его удалиться отсюда в Мюнхен, где он сперва писал поразительно характеристические жанровые картины с юмористическим оттенком ("Дахауские женщины в воскресный день", 1855, "После маскарада", "Прогулка с гофмейстером"), а потом занимался иллюстрациями к Шиллеру ("Лаура за фортепианами", " Дидона", "Песнь пуншу", "Ожидание"). Будучи в 1860 г. приглашен на должность преподавателя художественного училища в Веймаре, он исполнил здесь свою первую значительную историческую картину, "Фридрих II в Палермо", для мюнхенского Максмилианеума, за которою следовал ряд других подобных его работ (между прочим, фрески в лютеровской комнате в Вартбурге и сюжеты из сказки о царе лягушек в веймарском великогерцогском дворце). В 1866 г Р. возвратился в Мюнхен, занял место профессора в тамошней академии художеств и с тех пор писал почти только одни жанровые картины (каковы напр. "Встреча на озере", "Пяльцы", "Приглашение к прогулке в лодке" и др.) и сочинял иллюстрации к произведениям немецких поэтов (главным образом к "Герману и Доротее" Гёте и к "Луизе" Фоса). Как стороннику реалистического направления, ему пришлось вынести немало нападков и неприятностей со стороны противников этого направления.
А. С?в.