(differentia, ???????) ? результат умственного процесса, в котором сопоставляются два или большее количество объектов мысли, причем каждый из этих объектов принимается за самостоятельное целое, отличное от всякого другого или только числом, или же и качественно. Процесс различения противоположен процессу сравнения, когда ищут в объектах сходных черт. Полного тождества двух объектов в природе быть не может; оно существует лишь в понятиях. Два предмета, как бы сходны они ни были, все же различны численно, т. е. занимают различное место в пространстве и воспринимаются в различное время. Однако когда говорят о Р. предметов, то не имеют в виду этого количественного Р., а лишь Р. их свойств, на основании коих ум делит предметы на различные классы, роды, виды и т. д. Это деление основано столько же на сходстве свойстве предметов, благодаря чему их относят к одной группе, сколько и на Р. их, благодаря чему устанавливаются самые группы. Как отрицание немыслимо без утверждения, так и различение немыслимо без предварительного сопоставления двух объектов и сравнения сходных черт их. Если бы мир состоял из предметов ничего общего между собой не имеющих, т. е. если бы каждый предмет отличался индивидуальными особенностями, как это мы видим в мире духовном, то это не помешало бы уму сопоставлять их и сравнивать. Пространство и время ? начала разделения (principum individuationis); но вместе с тем, будучи общей формой всех познаваемых объектов, они дают основание и для сравнения их. Таким образом различение и сравнение суть две стороны одного и того же умственного процесса, стремящегося к познанию вещей.
Э. Р.