(санскр. r âjasûya = посвящение царя) ? в ведийском ритуале церемония коронования царя. По одним памятникам Р. начиналась весной, по другим ? осенью. В церемонию вплетались и чисто народные элементы: древние волшебные обряды, символический поход или набег, игра в кости и т. д. Она начиналась с жертвоприношений, длившихся около двух недель. Затем шел ряд обрядов и жертвоприношений, продолжавшихся целый год и подготовлявших совершение самого коронования или помазания, для которого необходимо было 17 разных жидкостей. В день помазания все эти жидкости смешивались, процеживались и разливались по четырем сосудам из разного дерева. Герой торжества получал из рук жреца лук с тремя стрелами и, произнося разные изречения, делал несколько шагов в направлении всех стран света, после чего становился на тигровую шкуру и получал помазание из всех четырех сосудов. По соседству устанавливались 100 или более быков и коров, принадлежавших родственникам царя, который на своей боевой колеснице въезжал в стадо и, дотрагиваясь луком до одного из животных, объявлял все стадо своей собственостью. В других источниках упоминается вместо рогатого скота о родственниках царя, в которых он стреляет из лука, отнимая у них их имущество. Добыча делилась на три части, из которых две доставались жрецам и участникам церемонии, а одна возвращалась собственникам. Гонорар жрецов, совершавших Р., достигал, судя по памятникам, громадных цифр вроде 240 тыс. коров. В действительности, вероятно, дело обходилось дешевле, по обоюдному соглашению, в зависимости от состояния и воли царя. Подробности см. у Hillebrandt, "Vedische Opfer und Zauber", ¬ 74 (B u hler, "Grundriss d. indoarisch. Philologie", Страсбург, 1897), где указана и литература.
С. Б?ч.