или поланы (pullani, polani) ? один из главных элементов населения государств, основанных крестоносцами в св. земле (название это без достаточных оснований производили от латинского pullus или от Арuliа). В обширном значении к П., в отличие от франков и суриан, причисляли всех людей, родившихся в св. земле от франкских родителей, в более узком ? только детей от смешанных браков. С самого начала крестоносного движения низшие слои западных переселенцев были поставлены в необходимость слиться с более старым аравийским и сурианским населением. Только рыцарство и богатое купечество, организованные в тесные корпорации, да крупные города, почти сплошь заселенные франками, надолго сохранили западный тип. Темная масса ничем не связанного между собой люда представляла материал, отливавшийся в любую форму: по одежде, языку, образу жизни и даже вере приходилось приноровляться к тем, с кем живешь бок о бок. Несмотря на церковные запрещения и проклятия, браки между христианами и мусульманами были обычным явлением. Через несколько поколений скрещение выработало новый этнографический элемент ? П. По словам Якова Витрийского ("Historia Orientalis"), нарисовавшего ужасающую картину состояния св. земли, П. были трусливы, женственны, ленивы, скрытны и лживы, постоянно ссорились между собой, призывая друг против друга мусульман, которые презирали их и составили себе по ним совершенно невыгодное мнение о западных нациях. В домашней жизни П. приняли магометанские формы и запирали своих жен в гаремы. Совершенно равнодушные к идее крестовых походов, П эксплуатировали паломников, как ростовщики, содержатели харчевен и притонов, били и даже убивали их с целью грабежа. От браков П. с аравитянками рождались дети, которые не только по крови были помесью, но и по вере. Многие даже совершенно были лишены определенной веры. По своему происхождению и положению в стране П., казалось, были предназначены дать начало жизнеспособному смешению восточной и западной культур в Палестине; эта группа естественно была призвана стать посредницей между старым населением и пришлыми завоевателями, сблизить и примирить оба враждебных элемента. Но процесс вырождения уже рано в ужасающей форме подточил П. На судьбу государств, основанных крестоносцами в Сирии, роковым образом подействовало то, что зародившееся в низших слоях населения смешение дало такие неблагоприятные результаты.
Ср. Reuter, "Geschichte der religi osen Aufkla rung im Mittelalter" (Берлин, 1875?1877); Kremer, "Cul turgeschichte des Orients"; H. Prutz, "Culturgeschichte der Kreuzzu ge" (Берлин, 1883).
А. Готлиб.