(санскр. Pr thî) или Пртхи-вайнья (P.-vai nya), т. е. П., сын Вены ? мифическое лицо, упоминаемое в Ригведе, как автор одного из гимнов. В Атхарваведе П. доит землю, дающую людям земледелие и зерновой хлеб. В Шатапатха-брахмане он является уже первым царем из людей, а в Махабхарате близкое имя Пртху носит один из царей солнечной династии. Эти скудные данные в пуранах разрастаются в целую легенду, в которой П. является сыном Вены, первым царем на земле, которая от него получила имя Пртхиви (см.). Мудрецы-рши поставили Вену царем земли, но он был зол и нечестив и запретил жертвоприношение и поклонение богам. Тогда рши забили его насмерть листьями святой травы. Смерть царя вызвала смуты, и мудрецы решили потереть бедро мертвого царя, чтобы получить от него сына. Из бедра вышел человек черный, как обожженное полено, с плоским лицом и необыкновенно коротким туловищем, который оказался диким Нишадой, обладающим всеми недостатками покойного царя. Тогда брахманы потерли правую руку тела, и из нее вышел великий П., блестящий телом, подобно богу Агни. Его рождение обрадовало все живущее и освободило Вену из ада, откуда он вознесся на небо. Подданные П. тем временем изнывали от голода и просили у него сдобных растений, задержанных землей. П. схватил свой лук, а земля, принявшая вид коровы, видя, что не может спастись от него, обещала дать все необходимые плоды, если ей будет дан теленок, при помощи которого она будет в состоянии выделять молоко. Тогда П. сделал Ману Сваямбхуву теленком и подоил землю в свою собственную руку для блага человечества. С этих пор земля дает людям всякие хлеба и растения. Оставив жизнь земле, П. сделался как бы ее отцом, откуда и ее имя Пртхиви (см.). По мнению Вильсона, вся эта легенда о доении земли представляет последующее изменение первичной простой аллегории, олицетворявшей землю в виде коровы, дающей всем существам желаемое ими молоко, т. е. предмет их желаний вообще.
С. Б?ч.