(??????) ? составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить не только иудеи, но и язычники. В П. христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающих, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в П. устраивалась крещальня, т. е. купель для крещения. В настоящее время в П. совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение; в П. дается в 40-й день молитва родильниц. Иногда в П. (например в монастырях) устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же вслед за таинством причащения для всех верующих приготавливался ужин, или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в П. в день Пасхи кулич, сыр и яйца для освящения. Ср. архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).
Значение ПРИТВОР, ЧАСТЬ ХРАМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ПРИТВОР, ЧАСТЬ ХРАМА
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012