? примеченные человеком, непонятные для него, но постоянные отношения между какими-нибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. Наблюдая эти явления, но не понимая отношения между причиной и следствием, человек выводит заключение о существовании какой-то связи между предыдущим и последующим и сохраняет в памяти плоды своих наблюдений; образовавшиеся таким образом П. более или менее верны, смотря по характеру наблюдений. Другая причина образования П. заключается в том, что предметам и явлениям, имеющим особое значение, приписывается таинственное, сверхъестественное влияние и действие; происходящий отсюда ряд П. основан уже не на непосредственном опыте и наблюдении, а есть следствие представлений, верований и носит название предрассудков. Между теми и другими П. существует, несмотря на различие по происхождению, самая тесная связь. Так как П. существуют уже много веков, возникли в различное время и подвергались многочисленным искажениям (отчасти вследствие преследований со стороны церкви), то в настоящее время весьма трудно, а иногда и невозможно определить, откуда возникла П.: из действительного наблюдения и опыта или из священного значения во времена язычества того предмета или явления, к которому она относится. Часто П. кажется не чем иным, как результатом наблюдений над явлениями природы, привычками животных и т. д. ? а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее породило не наблюдение, а верование. П. можно разделить на две группы: одни указывают на действительную или мнимую связь и постоянные отношения, существующие между различными явлениями природы; другие указывают на такую же связь между явлениями природы и событиями, большей частью случайными, в жизни человека и народа или же на отношения между событиями в жизни человеческой. П. первой группы являются главным образом результатом наблюдений над естественными явлениями и служат преимущественно для предсказания погоды; например лошади фыркают перед дождем; толкунцы толкутся перед вёдром; на молодом месяце рыба клюет; рыба не клюет перед дождем; кошка спит, закрыв рыло, ? стужа будет и т. д. Впрочем, многие П., предсказывающие погоду, объясняются не опытом, а древними языческими верованиями. П. второй группы ? все несомненно языческого происхождения или составлены под влиянием языческого мировоззрения. В них сохранилось многое, что уже истреблено в поверьях, сказаниях, обрядах, обычаях и других преданиях незапамятной старины. П. обставляют жизнь подробным кодексом условий и верно передают картину младенческого состояния человека, когда он беспрекословно подчинялся окружающему его миру и приписывал каждому явлению и предмету жизнь и произвольность. Так, в П. играет роль ночь, как царство тьмы, злых и враждебных духов, в противоположность дню, как царству света, жизни: солнышко закатилось ? не бросай сор на улицу, пробросаешься; не гляди в окно до утренней зори ? грешно. Дню и ночи соответствовали лето и зима, тепло и стужа; утопленник ? к стуже; где ласточки гнездятся (провозвестницы весны) ? счастливое место; если филин (ночная птица) сядет на крышу дома и станет кричать ? приключится смерть одному из домашних. Благоприятное знаменование правого и неблагоприятное левого также часто встречаются в П.: если правая ладонь чешется ? деньги получать, если левая ? отдавать; если звенит в правом ухе ? тепло будет, если в левом ? стужа; увидеть народившийся месяц с правой стороны ? будет неожиданное счастье (последняя П., судя по многим признакам, принадлежит к остаткам глубокой древности). Так как огонь и очаг имели священное значение, то и о них есть много П.; погас огонь нечаянно ? нечаянный гость будет; не клади дрова в печь востриками ? ссора будет; полено упало ? чужие гости будут; развалились в печи дрова ? гости будут; не бей человека лучиной ? чахотка будет; когда печется хлеб ? не садись на печь, хлеб неудачен будет. Черные тараканы, любящие тепло и потому живущие в особенности около печки (отсюда: таракан запечный), именно вследствие этого слывут в народе вестниками счастья: в доме много черных тараканов ? к богатству; убивать их не следует. Важное значение в язычестве имело жилье и все, что к нему принадлежало; это доказывают множество П. Не стучи ключами ? ссора будет; не шагай через коромысло ? судороги потянут; не клади пряжу на стол ? сорок грехов наживешь (прялка ? непременный атрибут ведьмы). Обед также имел религиозное значение, отсюда П.: перекрестившись после стола, не садись опять есть ? крестники умрут; не выходи из-за стола в другую сторону ? заблудишься; не оставляй на столе нож ? лукавый зарежет; ложкой в край чашки не стучи ? ссора будет. Известны П., сопряженные с порогом (см.). Особенное значение имело метение: не мети вдруг везде ? разойдется богатство; мети избу чище ? попадется хороший жених. Еще большее значение имеют для П. живые существа, главным образом принадлежащие к дому, живущие во дворе. Так, например, приметы про кошку: когда кошка чихнула, скажи здравствуй ? зубы не заболят; кошка загребает лапами ? гости будут. Про собаку: не пихай собаку ? судороги потянут; собака лает перед домом книзу ? покойник будет, кверху ? пожар будет. Петух и курица играют важное значение в народных суевериях и в П.: кто крал кур, у того руки трясутся; солома пристанет к хвосту курицы ? в доме покойник будет. Мышь уже у древних греков и римлян считалась пророческим животным: ей приписывали способность предсказывать погоду, а иногда и судьбы целого государства; появление белых мышей считалось счастливым предзнаменованием; древняя русская П. говорит, что мышь порты грызет ? к худу; когда мышь вьет гнездо наверху копны вскоре после того, как она сложена, ? будет холодная зима; если мыши сильно нападают на хлеб ? будет голод. П. относительно зайца, который приносит несчастье, если перебежит дорогу ? общераспространенная у славянских народов, немцев, французов и т. д. Крик птиц также имел значение П.: у греков и римлян истолкование зависело от места, которое занимала птица по отношению к наблюдателю, а также от силы и повторения крика. Ворон в особенности играет роль вещей птицы: вороний грай (полет с криком) с древнейших времен в России считается недобрым знаком; есть особые заговоры от вороньего грая. Во французских и английских народных П. ворон играет видную роль при предсказаниях погоды. Ср. Сахаров, "Сказания русского народа"; К. Кавелин, "Несколько слов о П." (в "Архиве историко-юридических сведений" Калачева); А. В. Смоленский, "Чувашские П. о погоде и влиянии ее на хозяйство" (Казань, 1895).
Значение слова ПРИМЕТЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ПРИМЕТЫ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012