? кальвинисты, преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально-синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала Реформации. В 1560 г. под влиянием Нокса был установлен пресвитерианский строй; в 1578 г. он был дополнен Мельвилем, в 1592 г. получил утверждение парламента и был признан государственной церковью Шотландии. В царствование Иакова I и Карла I, старавшихся перенести в Шотландию епископальную церковь, шотландские П. подверглись стеснениям. В 1638 г. введение англиканской литургии в Эдинбурге вызвало восстание и образование церковно-политического союза под именем ковенанта (см.). Шотландские П. соединились во время революции с английскими (1643). После новых попыток Стюартов в эпоху Реставрации стеснить П. церковное устройство их окончательно утвердилось в 1689 г. Многие шотландские П. перешли в XVII в. в качестве колонистов в Ирландию и американские колонии. В Англии при Елизавете П. выделяются в качестве особой церковной партии из общей массы пуритан. Направителями движения были английские беглецы эпохи Марии Кровавой, побывавшие главным образом в Швейцарии, и ученики Кальвина и Нокса. Сначала заметно только стремление упростить культ и устранить символику ? применение креста при крещении, коленопреклонения, особой священнической одежды и т. п. С принятием Елизаветой супрематии и единообразия веры, последовательные кальвинисты высказались против епископализма как иерархического злоупотребления и против королевского верховенства над церковью; они требовали отделения церкви от государства, сохранения одного священнического сана, более строгой церковной дисциплины, в духе женевской. Смещение в 1566 г. целой трети лондонских священников за несогласие с установленной церковью и другие суровые меры привели к разрыву; недовольные стали устраивать тайные сборища; в 1572 г. в Уондсворте близ Лондона они образовали первую приходскую организацию, с пресвитерием, т. е. советом священников и светских старейшин, во главе. Теоретическое обоснование английскому пресвитерианству дал Картрайт, бывший кембриджский профессор (в своем "Увещании к парламенту", 1572 г.). Уверенные, что воспроизводят у себя апостольскую церковь, П. необыкновенно строго держались "библейского" принципа, допуская лишь те черты, которые прямо указаны в Писании. Вопросы церковного устройства выступали у них все более и более на первый план. К концу царствования Елизаветы, несмотря на преследования, число П. значительно увеличилось, и общины в отдельных областях объединились в "классы". При Иакове I П. все более становятся в оппозицию правительству, особенно после неудачи церковного совещания в Гамитон-корте (1604). В парламентах конца правления Иакова и начала Карла I сила П. очень заметна; они являются ревностными поборниками старинных вольностей. В то же время пресвитерианские богословы и публицисты ратуют против светского направления в официальной церкви, против театра и фривольной литературы. Преследования правительства заставляют многих эмигрировать в Новую Англию. В социальном отношении к П. примыкают теперь городской зажиточный класс, в значительной мере среднее дворянство и отчасти крупная аристократия. В Долгом парламенте 1640 г. П. имеют преобладание. Они выражают явное сочувствие шотландскому ковенанту и в 1643 г., когда разгорается война с королем, заключают союз с шотландцами. Одновременно с установлением парламентского верховенства, П. начинают проводить церковную реформу, отменяют епископат и англиканский молитвенник (1643?1644). Съезд пресвитерианских богословов в Вестминстере решил приступить к организации английской церкви наподобие шотландской, но не добился того, чтобы парламент отказался от верховного надзора над церковью с предоставлением его национальному синоду. Скоро П. были оттеснены более крайними сектантами вследствие побед индепендентского войска. Это направило П. в сторону реакции. Так называемая вторая гражданская война (1647?49) представляет, в сущности, столкновение между пресвитерианской и индепендентской партиями, причем первая готова была пойти на соглашение с королем. Военные вожди торжествующих индепендентов изгоняют пресвитерианских представителей парламента, и это решает участь короля. Во время республики и протектората Кромвеля П. располагают частью приходов; в других преобладают более крайние сектанты. Недовольство существующими церковными порядками заставляет П. после смерти Кромвеля искать соглашения с Карлом II Стюартом. Парламент, реставрировавший в 1660 г. династию, состоял наполовину из П.; но король скоро стал на сторону непримиримого англиканства. Целым рядом актов П. вместе с другими диссидентами были лишены права занимать должности, потеряли своих проповедников и право свободного богослужения. Снова началась эмиграция, которая перенесла главную силу П. в Америку. В 1689 г. П. получили веротерпимость и при известных ограничениях были допущены к должностям. Эти ограничения были уничтожены актами 1779 и 1828 гг. В течение XVIII в. пресвитерианство потеряло свою силу в Англии, отчасти приблизившись к латитудинаризму и социнианству. В настоящее время П. насчитывают в Англии около 270 общин, в Ирландии (преимущественно потомки шотландских П.) ? 560; в Северной Америке, где в эпоху основания колоний П. преобладали над другими сектантами, у них теперь около 7000 общин, распадающихся на много фракций. См. Weingarten, "Die Revolutionskirchen Englands" (1868); Webster, "History of the Presbyterian church in America" (Филадельфия, 1857); Lechler, "Geschichte der Presbyterial- und Synodalverfassung seit der Reformation" (Лейден, 1854).
P. B.