(Perkunas, латышское Perkons) ? главный бог литовцев и латышей, бог громовник. Белые грозовые тучи представляются литовцу как головы П. По мнению А. Брикнера ("Starozytna Litwa", 1897; II. Ludy i bogi), П., как финский "Икко", не только бог грома, но и других атмосферических явлений: снега, бури, сильных морозов. Радуга является розгой бога-П., дугой или поясом громовника. П., как и Паржанья индийцев, ? бог-отец; у него пять, шесть, семь или девять сыновей; самый страшный из них ? хромой шлюйпис. П. боятся все черти; во время грозы он их убивает, несмотря на то, что они прячутся в виде черного кота, человека в кожухе, одетом наизнанку, козла, показывающего красный язык грозовой туче, и т. д. Убитый черт превращается в мешок с золой. Еще в XIV в. на Жмуди почитали П. в священном, постоянно пылавшем огне, поддерживавшемся дубовыми дровами. Когда Иероним Пражский вырубил эти святилища П., массы женщин-литвинок явились к Витовту с жалобой на уничтожение святых рощ, откуда получаются дождь и погода. Профессор Гирт думает, что в европейской прародине индоарийского племени perkunas (ср. лат. q u ercus ? дуб) был почитаем в дубовых рощах. В более позднее время П., как девайтис (боженька, сын неба), почитаем был литовцами как бог дождевой тучи и грозы; в этом виде он заимствован от них финнами. В латышской песне П. играет роль главного дружки во время свадьбы Аусеклиса (утренняя звезда) или месяца с солнцевой дочерью; въезжая во двор солнца, П. разбил золотой дуб (в других вариантах ? яблоню или зеленый дуб), что вызывает плач солнца на три года (Ср. Литовская мифология).
Э. Вольтер.