(peregrini) ? название иностранцев в Риме. На первых порах они занимали положение, в котором находились вообще иностранцы в ранних обществах: они считались врагами (hostes) и могли появляться в чужих владениях лишь в качестве гостей, под покровительством приютившего их хозяина, члена данного общества, по праву гостеприимства (hospitium privatum). Благодаря обширным торговым связям Рима это положение, однако, скоро изменилось. Латины (см.), а за ними и другие иностранцы начинают пользоваться публичным гостеприимством (hospitium publicum) и получают по договорам ту или иную совокупность прав в Риме (высшей формой являются commercium [см.], и connubium [см.]); даже иностранцы, принадлежавшие к покоренным странам, сдавшимся на милость римлян (так наз. peregrini dediticii), получают в Риме jus nexi mancipiique (см. Манципация и Nexum). Для них существует особая форма процесса (recuperatio); они пользуются защитой претора в виде интердиктов (см.). За ними во всяком случае признается право жить по своим обычаям, вступать между собой в сделки и браки, приобретать фактическое обладание вещами и т. д. Более развитый строй этих обычаев сравнительно со старым римским jus civile (см. Римское право) привлекает внимание римлян и колеблет их систему права. После Второй Пунической войны в Риме появляется особенно много иностранцев разного рода и положения, стоящих в столь оживленных торговых и гражданско-правовых отношениях с римлянами и между собой, что для разбора споров между ними учрежден был в 507 г. от основания Рима (247 г. до Р. Х.) второй претор (так наз. претор П.), в юрисдикции которого вырабатывается и новая система судопроизводства, и новая система права (так наз. jus gentium), видоизменившая и наконец вполне оттеснившая нормы старого цивильного права и в отношениях римских граждан между собой. Теоретически юридическое различие в положении П. и римских граждан существовало до дарования Каракаллой прав гражданства всем свободным жителям империи; фактически же вследствие господства juris gentium в римском правосудии и благодаря фикции, допускавшей иностранцев к разного рода сделкам "ас si civis romanus esset", они были уравнены в
правах с римскими гражданами. Со времени Каракаллы образовались два рода П.: подданные римской империи, равные в правах с гражданами, и подданные других государств, получавших права по договорам с этими государствами (gentiles, foederati). Со времени Юстиниана ухудшилось лишь положение П.-дедитициев , которые лишены были прав свободных людей и сделались laeti, полусвободными. Так как вне пределов римской империи стояли в это время лишь нецивилизованные народы, во взгляде римлян на иностранцев происходит перемена: они становятся pagani, варварами (см.).
В. Н.