(санскр. Parjanya) ? ведийский бог дождя, олицетворение дождя. В ряду других божеств ведийской мифологии П. занимает подчиненное положение. В целом ряде случаев слово П. имеет в Beдах чисто нарицательное значение "дождевого облака". Иногда изображается в виде быка, с некоторой, однако, неясностью относительно пола (может быть потому, что облака олицетворяются и в виде коров). Семя этого быка оплодотворяет растения и землю. Самая характерная черта П. ? проливание дождя на землю, о чем его и умоляют. При этом, впрочем, заметно, что его оросительная деятельность, как и деятельность бурных Марутов (вполне второстепенных божеств), подчинена богам Митре и Варуне. Реже П. представляется олицетворением грома, властителем которого он является вместе с богом ветра Вата (герм. Вотан). Еще реже П. представляется в сопровождении молнии, сверкающей, когда он оплодотворяет свою жену ? землю. В последнем отношении (земля ? жена П.), в связи с олицетворением в образе быка и властью над громом и молнией, П. напоминает Зевса ? Дьяуса, сыном которого он однажды и называется. Нередко П. является в обществе других богов; иногда он призывается вместе с Марутами, раза два с Агни; с Индрой его сравнивают, как бога дождя. Имя П. темного происхождения. Обыкновенно его сравнивают с именем литовского громового бога Перкуна (слав. Перун), с которым он схож по основному характеру. Но сопоставление их имен может быть допущено только в том случае, если принять, что одно из них подверглось изменению (скорее всего ? путем народной этимологии): фонетически невозможно соответствие санскр. j и литов. k , а также санскр. а и литов. и. Ср. A. Macdonell, "Vedic Mythology" (стр.83?85, 1897, Страсбург); B u hler, "Grundr. d. indo-ar. Philologie" (т. III, вып. I; здесь указана и литература).
С. Б?ч.