(???????????) ? секта, возникшая в Армении во вторую половину VII в. Основателем ее был Константин, родом из села близ Самосаты, где издавна существовала дуалистическая миркионитская община (см.). Около 660 г. внимание Константина обратилось на послания ап. Павла, откуда он заимствовал ряд положений, связал их с собственными домыслами и стал энергически проповедовать. Первым поприщем его деятельности была Кибосса в Армении, где он, в ознаменовании своей приверженности к учению Павла, назвал себя Силуаном (имя известного сподвижника ап. Павла), а паству свою македонянами. Около 684 г. он умер, но последователи его Симеон, прозванный Титом, Павел, Гегнезий (Тимофей), Иосиф (Эпафродит) продолжали его проповедь, распространившуюся по всей Малой Азии и нашедшей центр свой в Панарее на Геллеспонте. По Петру Сицилийцу, П. в общем придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям, отличая Творца нынешнего мира от грядущего сотворителя и управителя его. Далее, совершенно отрицая и православное учение Богородице они отвергали Ветхий Завет, таинства, крестное знамение и церковную иерархию. По отношению к нравственности, П. большей части доходили до большой суровости, хотя впоследствии замечаются и отступления от строгости нравов и один из позднейших вождей П., Баанес, за проповедь распутства, прозван был ? ??????? ("грязный"). Сергий или Тихик около начала IX века внес значительные изменения в павликианство и получил наименование второго основателя секты. Отвращение П. к иконам вызвало особое гонение на них со стороны обеих партий во время иконоборчества: особенно иконоборцы старались показать, что у них нет ничего общего с П. Жестокости Льва Армянина заставили многих П., в том числе и Сергия, искать убежища в сарацинской части Армении, где эмир мелитенский водворил их в городке Аргауме; отсюда они часто, несмотря на протесты своего главы, делали опустошительные набеги на византийскую территорию. После смерти Сергия в 835 г. община их получила республиканский строй, пока гонения при имп. Феодоре не увеличили числа их, дав им и способного полководца, и главу в лице Карвеаса. Секта продолжала расти и основывать новые поселения, из которых наиболее важное было Тефрика. Во главе армии из П. и из мусульман Карвеас не раз нападал на Византию и разбивал выходившие против него отряды. Хрисохир, его пасынок и наследник прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, не сдаваясь ни на угрозы, ни на мирные обещания Василия Македонянина. В 871 г. он попал в засаду и был убит, а последователи его отброшены к их горным твердыням. В 970 г. Иоанн Цимисхий сумел большую колонию П. поселить для охраны границы около Филиппополя во Фракии, где им была гарантирована религиозная свобода. Здесь П. в полной независимости жили около столетия, пока Алексий Комнен не наложил на них наказания за оставление его знамени в норманскую войну. В 1115 г. император стал на зимние квартиры у Филиппополя, чтобы обратить их в православие силой оружия; непосредственно близ колонии П. был основан верный православию и императору город Алексиополь. Секта П., которую Вилльгардуэн называет попликанами, продолжала существовать в Фpaкии вплоть до начала XIII в., подобно эвхитам, потом богомилам, которые также привлечены были терпимостью Цимисхия. Отрасли П. появились и в Италии, и Франции под названием булгар, патаренов, катаров и альбигойцев. Ср. о схожем с П. учении катаров и богомилов (см.). О П. см. F. Schmidt, "Historia Paulicianorum Orientalium" (Копенг., 1826) и Gieseler, "Untersuchungen uber die Geschichte der Paulicianer" ("Stud. und Kritiken", 1829); Lo mbard, "Pauliciens, Bulgars et Bons-hommes" (Женева, 1879); Karapet Ter-Mkrttschian, "Die Paulicianer im byzantinischen Kaiserreich" (Лпц., 1893).
А. M. Л.