Значение слова ПА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ПА

(pas) ? название разных танцев в музыке исполняемых двумя, тремя или четырьмя танцорами, напр. Pas de deux, Pas de trois, Pas de quatre. У М. И. Глинки есть в "Жизни за Царя" балетный номер: Pas de quatre, который, хотя и выпускается из балета второго действия, но весьма известен до своей оригинальности, изяществу и давно вошел в репертуар инструментальных концертов. Есть еще Pas ordinaire ? 4/4 (парадный марш), Pas redoubl e или acc etere ? 2/4 (скорый марш), Pas de hache ? воинственный марш, испанское Pas и пр.

Н. С.

В xopeогpaфиu П. называются способы движений ног, прыжков, перевертываний и пр. Основных П. всего несколько, но сочетаний П. (enchainements) множество. Каждый танцовщик или танцовщица имеют свою манеру соединять и варьировать темпы и П., что составляет их стиль. Основные па: ассамбле, жете, эшапе, глиссады, купэ, плие, томбе, сотэ и др.; к ним в балете присоединяются сложные П. : батманы, рондежамбы, антрша, кабриоли и пируэты. Каждый из последних имеет еще много подразделений: батманы разделяются на grands battements, petits battements и battemens sur le coup-pied. Антрша ? блестящий прыжок, во время которого ноги танцора быстро заносятся одна, за другую и останавливаются в пятой позиции или в аттитюде ? делятся на entrechat a cinq dessus или dessous, à sept, à neuf (по числу переплетаний ног); самые красивые антраша ? à six; пируэт ? перевертывание на носке в каком-нибудь направлении, не нарушая равновесия ни в одной части тела; они носят названия: cabriole pirouette à petites battements, pirouette à rond de jambe, avec fouette, en attitude, en arabesque, renversee, compose es и пр. В сочетаниях па артист должен искать новости и разнообразия, так как нельзя долго нравиться зрителю, не варьируя своих па; разнообразию не должна вредить отчетливость: в па, требующих стойкости, артист должен выказывать гибкость, в прыжках ? силу и пр.

Ум.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.