(Томас Otway) ? известный английский драматург (1651?1685). И характером, и судьбой, и искусством прожигать жизнь он напоминает одного из драматургов, предшествовавших Шекспиру ? талантливого Роберта Грина. Подобно Грину, он был и актером, и весьма популярным драматическим писателем, получал хорошие деньги, но немедленно тратил их в веселой компании таких же гуляк, как он сам. Вечное чередование излишества и бедности сократило его жизнь; он умер 34 лет. Таким же беспутным характером отличается и его литературная деятельность. Вечно нуждаясь в деньгах, он писал с судорожной поспешностью, не думая ни о художественной обработке своих пьес, ни о своей репутации, как писателя. Первой пьесой О., обратившей на него внимание публики, была его трагедия "Дон Карлос" (1676), сюжет которой он заимствовал, как впоследствии и Шиллер, из исторической повести аббата Сен-Реаля. Пьеса написана в грандиозном стиле трагедий Шекспира и имела немалый успех на сцене. Еще более подражание Шекспиру заметно в трагедии "Кай Марий", где встречаются целые тирады, навеянные Ромео и Юлией. Лучшей пьесой О. считается трагедия: "Спасенная Венеция" (Venice Preserved), сюжет которой тоже заимствован из романа Сен-Реаля. Пьеса изобилует эффектными сценами и прекрасно очерченными характерами, свидетельствующими о несомненной талантливости автора, но, взятая в целом, не выдерживает строгой критики. Тоже можно сказать и о трагедии "Сирота или несчастный брак" (The Orphan or the unhappy Marriage), в которой роль Монимии написана для знаменитой актрисы мистрисс Барри (О. долго пылал к ней неразделенной страстью). Роль героини и стихи, которые автор влагает ей в уста, не оставляют желать ничего лучшего в поэтическом отношении и позволяют угадывать, чем мог бы быть О., если бы его жизнь сложилась иначе. См. Ward, "English Dramatic Literature" (т. II, 547?552); Grisy, "Etude sur Th. Otway" (П., 1861).
Н. Стороженко.