Значение слова ОРИЕНТИРОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ

? определение стран света или горизонта (от Orient ? восток). Простейшим инструментом для О. в незнакомой местности служит компас. Компас с разделенным горизонтальным кругом и прямолинейным краем коробки называется ориентир-буссолью, которая употребляется для О. мензульной доски (см. Мензула). Если дано направление на известный предмет, то О. может быть произведено и по этому предмету; такой способ точнее, потому что О. по компасу делается вообще грубо (до 1/4¦) и притом требует знания склонения магнитной стрелки для точки наблюдения в данное время. Под opиeнmupoвoчными предметами разумеют предметы, легко бросающиеся в глаза на местности, каковы отдельные здания, одиноко стоящие деревья, столбы, кучи камней и т. п. Если подобные предметы изображены на плане, то на нем легко opиeнmupoвamься, т. е. определять на местности точку, указанную на плане и обратно ? находить на плане место стояния.

В. В. В.

О. у древних народов. Следы сознательного употребления О. при сооружении построек, состоящие в сообщении последним определенного направления от одной из главных стран горизонта к другой, археологи находят уже в отдаленную эпоху свайных построек. У египтян О. при сооружении храмов было не только обусловлено строгими законоположениями, но и успело уже к известным нам эпохам приобресть мифическую окраску. Определение юго-сев. линии или меридиана закладываемого храма производилось иногда самим царем. В надписи одного из храмов от лица царя, при котором он был построен, говорится: "Взяв деревянный колышек и ручку колотушки, я держу веревку вместе с богинею Сафех (богиня библиотек и повелительница закладки зданий). Мой взор следит за движением звезд. Как только мой глаз достигнет созвездия Большой Медведицы и пройдет назначенное мне число часов, я поставлю на угловую точку твоего Божьего дома". Помещенный под этими словами рисунок изображает царя и стоящую против него богиню Сафех, вбивающими в землю по длинному колышку помощью находящейся у каждого правой руке дубины. В действительности место богини Сафех занимал, конечно, один из гарпедонаптов (в переводе "натягивающий веревку"), членов класса египетской жреческой касты, специальностью которого были между прочим все знания, относящиеся к построению храмов. После определения северо-южной линии помощью наблюдения над появлением созвездия Большой Медведицы направление перпендикулярной к ней востоко-западной линии могло быть уже найдено всяким плотником помощью простого инструмента, который употребляется в плотничном ремесле и в новейшее время. Поверка правильности построения перпендикуляра при сооружении храмов могла быть производима гарпедонаптами помощью прямоугольного треугольника, имеющего стороны, пропорциональные числам 3, 4, 5. В дошедших до нас памятниках древней греческой литературы не содержится описаний способов О., употребляемых греками. Для ознакомления с ними, хотя и из вторых рук, мы должны обратиться к литературе римлян. Востоко-западная и юго-северная линии назывались у римских писателей соответственно decimanus и cardo. Проводили их при закладке храмов и обыкновенных зданий жрецы авгуры. Произведенные в недавнее время исследования над направлением этих линий показали, что иногда они значительно отклонялись от определенных астрономически истинных направлений. Способов построения востоко-западной линии, употребляемых римлянами и описанных жившим около 100 г. по Р. Х. римским землемером Гигинусом, было три, но один из них, как требующий основательного знания стереометрии, мог перейти от греков к римлянам только незадолго до времени жизни самого Гигинуса и потому едва ли пользовался сколько-нибудь значительным распространением. Из остальных двух древнейший и более простой состоял в визировании помощью землемерного инструмента или громы точки горизонта, в которой восходило солнце. Линия визирования и принималась за востоко-западную линию. Другой, более сложный способ, пользовался прибором (sciotherum), состоявшим из вертикального стержня, установленного на гладкой горизонтальной подставке, в плоскости которой около основания стержня, как около центра, описывался круг радиусом, меньшим длины наибольшей отбрасываемой стержнем тени. Направление востоко-западной линии на этом приборе выражалось прямой линией, соединяющей две точки круга, с которыми до и после полудня совпадал конец тени стержня. Можно думать, что к употреблению первого способа Италия пришла самостоятельно, а не заимствовала его от греков. Если принять во внимание описание второго способа, находящееся в сочинении Витрувия, около 15 г. до Р. Х., а с другой ? его близость к солнечным часам, появившимся в Риме не позже 263 г. до Р. Х., то придется заключить, что он был введен в Риме задолго до Гигинуса, хотя и едва ли ранее 250 г. После проведения востоко-западной линии авгуры проводили перпендикулярную к ней юго-северную помощью составляющих главную часть названной выше громы двух прикрепленных друг к другу под прямым углом линеек. Построением этих линий должны были заниматься также и римские землемеры, потому что у римлян земельные участки, для какой бы цели они не отмежевывались, всегда должны были иметь форму прямоугольников со сторонами, параллельными востоко-западной и юго-северной линиям. Более чем какой-нибудь из известных нам древних народов заботились о точности производимого с религиозными целями О. ? индусы. По их верованиям приносящий жертву только тогда мог рассчитывать на принятие ее божеством, когда, при построении жертвенника ребра его были строго перпендикулярны к смежным с ним и когда не существовало никакой ошибки в О. по указанным в законе странам горизонта. Определение востоко-западной линии у индусов производилось по способу, совпадающему со вторым из описанных выше двух, употребляемых римлянами. Построение прямого угла при какой-нибудь из точек востоко-западной линии производилось следующим образом. По направлению востоко-западной линии протягивалась веревка длиной в 36 падас, каждый из двух концов которой отмечался вбитым в землю колышком. К колышкам прикреплялись концы другой веревки, которая при общей длине в 54 падас была разделена узлом на части в 15 и 39 падас. Если, взявшись за этот узел, держать веревку на земле в натянутом состоянии, то меньшая часть ее составит с востоко-западной линией прямой угол. У соседних с индусами китайцев способ определения востоко-западной линии или, по выражению одного древнего китайского математического сочинения (Tcheou pei), точек востока и запада почти вполне совпадал с индусским, чего, однако же, далеко нельзя сказать об определении юго-северной линии или точек юга и севера. Точки востока и запада обозначались у китайцев концами теней, отбрасываемых вертикальным шестом при восходе и заходе солнца. В то же время точки севера и юга указывались концами прямой, происшедшей от соединения основания шеста с серединой прямой, соединяющей концы отбрасываемых теней. Таковы были раскрытые новейшими исследованиями способы О. в древности.

В. В. Бобынин .

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.