? философ, публицист и критик, род. в 1845 г. в Малоархангельске. Из орловской гимназии он перешел в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским (см.). С 1862 г. О. слушает лекции в спб. университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, а затем в московском университете ? по юридическим наукам и по философии. В 1866 г., с целью ближе стать к народу, О. поступает секретарем калужской земской управы, но через 3 месяца, по независящим обстоятельствам, покидает должность. Те же обстоятельства заставили О., после кратковременного пребывания в СПб., поселиться сначала в Буе, затем в Варнавине и, наконец (с 1870 г.), в Орле, где он занимался адвокатурой. В 1866 г. О. начал литературную деятельность стихотворениями в "Деле". Получив возможность поселиться в СПб. (1878), он, совместно с профессором Вагнером, начинает издавать журнал "Свет". С 1881 г. программа журнала, переименованного в "Мысль", становится шире. В 1883 г. О. приобретает в собственность "Русское Богатство" и издает его до 18 9 1 г.; позже сотрудничает в "Новостях", "Одесском Листке" и "Новом Слове" (ред. С. Н. Кривенко), а также занимается редактированием целого ряда сочинений по философии (Фулье, Селди, Кирхман, Маудсли, Тард, Гефдинг).
В журналах О. беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов. Сам О., по-видимому, склонен считать свои философские статьи самой важной частью своего литературного формуляра. По мнению О., этика воздвигается на психологической основе. Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля. Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности. Кроме того, есть еще альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи ? получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими. Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения. Первичный альтруизм ? то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это ? сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление для нас. Симпатия ? голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном ? только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого. Многочисленные философские статьи О., появившиеся до 1890 г. включительно, перечислены в приложении к русскому переводу "Истории новой философии" Ибервега-Гейнце, стр. 559 с.; в 1891 и 1892 гг. они отмечались в библиографических перечнях журнала "Вопросы философии", в 1893 и 1894 гг. ? в "Философском Ежегоднике" за эти годы.
Я . Колубовский.