(санскр. Ny â ya = правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) ? одна из шести ортодоксальных школ (даршан) индийской философии, по преданию ? основанная мудрецом Готамой. Н. принадлежит к тем четырем (из шести) школам, которые, хотя и принимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н. считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теорией логики и гносеологии; но лишь ее метод имеет строго логический характер, а цели ее ? чисто диалектические. Поэтому ее не без основания сравнивали с диалектическими школами древних греков. Другое ее имя ? Таркавидья (Tarkavidy â = познание ложного). Учение Н. изложено в собрании сутр, состоящем из пяти книг, из которых каждая делится на два "дня", или ежедневных урока. Эти "дни" в свою очередь подразделяются на особые отделы или статьи (первое издание ? "Ny âyasû tra-vritti, the logical aphorisms of Gotama", Калькутта, 1828; второе в "Biblioth. Indica", 1864?65 гг., перевод в журнале "Пандит"; первые четыре книги переведены также Баллантайном в его "Aphorisms of Sankhya, Yoga etc"). К сутрам существует тройной, обширный туземный комментарий. История основателя Н., Готамы, рассказывается уже в Магабхарате; в Рамаяне является диалектик, принадлежащий к этой школе и спорящий с Рамой. Н. органически связана с философией Санкхья и отчасти развилась из последней. Подобно ей, Н. обещает блаженство и освобождение духа, как награду за полное знание ее оснований, т. е. истины. Под этой последней Н. разумеет, главным образом, убеждение в вечности души. Ее первый и важнейший объект доказательства ? живая душа и верховный дух, единый творец всего существующего, источник вечной мудрости. Индивидуальная, отдельная душа есть нечто абстрактно существующее, нематериальное, известный субстрат различных качеств. Метод, которым Готама демонстрирует объекты доказательства, представляет четыре вида: воззрение, заключение, сравнение, или аналогию, и утверждение (под которым здесь разумеется, главным образом, предание и откровение). Доказательство определяется, как causa effidens знания, которое или верно, или ошибочно. Последнее ведет к сомнению и к ошибочному суждению. Причина обладает способностью вызывать действие и предшествует ему; причинная связь соединяет причину и действие и является или простым причинным отношением, или постоянным отношением, в котором причина всегда имманентна, как пряжа в ткани (напротив, челнок и ткань находятся в простом причинном отношении). Пример в споре является тем, на чем обе стороны сходятся. Доказанное заключение может быть четырех родов: всеобще признанным, отчасти признанным, гипотетичным и относительным. Спор, или прение, тоже имеет три вида: прение в тесном смысле слова, когда каждый хочет провести свою мысль; беседа, стремящаяся выяснить истину, например между учителем и его учениками; каверзный спор, когда спорящий старается во чтобы то ни стало победить своего противника софистикой, не заботясь о поддержании собственного мнения. Точно так же перечисляются разные виды ошибки и лжи. Полный силлогизм состоит из пяти членов: предложение, напр. "гора горит"; основание ? "ибо она дымится"; пример ? "где дым, там и огонь"; применение ? "гора же дымится"; вывод, или заключение, ? "стало быть, она горит". Обыкновенно индийские диалектики, а именно ведантисты, довольствуются только тремя первыми или тремя последними членами.
См. Colebrooke, "Essays on the religion and philosophy of the Hindus" (нов. изд., Лпц., 1858); современное представление вопроса в имеющем появиться 5-м выпуске III тома Бюлеровского "Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde"; A. Venis, "N yâya and Vaiçestnkà".
С . Булич.