? Этим термином обозначается в русской истории период времени с 859 г. (год покорения варягами северных славянских и финских племен) до смерти Ярослава Мудрого. Термин этот имеет значение лишь в глазах историков-норманнистов (см. Варяжский вопрос). Наряду с Н. происхождением первых русских князей особенно отстаивает сильное Н. влияние на восточных славян Погодин. ? Н. влияние, помимо сплочения отдельных славянских племен под властью одного князя, сказалось, по его мнению, на многих сторонах народной жизни ? государственной, юридической и религиозной, а также на языке. Дружинное начало, внесенное в общественный строй первыми князьями, дало определенное направление государственному развитию. В юридическом отношении Н. влияние выразилось в появлении новых Н. законов, если не вытеснивших прежние, славянские, то во всяком случае продолжавших существовать наряду с ними и получивших свое выражение в "Русской Правде"; кровная месть, пени и суд присяжных являются, по мнению Погодина, главными доказательствами Н. происхождения этого памятника. Первому знакомству с христианством мы обязаны также норманнам, да и самые языческие славянские боги, с Перуном во главе, были, в сущности, скандинавскими. Рунические письмена норманнов держались недолго и не имели широкого круга распространения, чего нельзя сказать про их особый (русский) язык, продолжавший существовать за все означенное время наряду с двумя другими ? церковным и простонародным. Таково, в главных чертах, Н. влияние, каким оно представляется историкам-норманнистам; историки, придерживающиеся других теорий, его конечно не признают, а сторонники так называемой "дружинной теории" склонны и вовсе отрицать какое-либо изменение, внесенное в быт восточных славян фактом призвания князей. К каким бы окончательным выводам ни пришли в спорном вопросе о происхождении первых русских князей, Н. теория в чистом ее виде принята быть не может и нуждается в некоторых поправках, а потому и термин "Н. период в русской истории" не может быть принят в современный научный оборот и должен считаться достоянием истории. Взгляды Погодина изложены в следующих его трудах: "Исследования, замечания и лекции по русской истории" (М., 1846, т. III), "Н. период русской истории" (М., 1859) и "Древняя русская история до монгольского ига" (М., 1871). Противоположные взгляды приведены в "Русской истории" К. Н. Бестужева-Рюмина. См. также библиографию в статье Варяжский вопрос.
М. П.