Значение НОВЫЙ ГОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

НОВЫЙ ГОД

? первый день года; в настоящее время почти во всех христианских государствах празднуется первого января, что было и у римлян началом гражданского года. Наряду с этим днем мы встречаем в средние вика и другие дни, служащие началом года, напр. день Рождества Христова ? в грамотах германских императоров вплоть до пол. XVI в. Во Франции до 1556 г. часто считали год с Пасхи; в Англии до 1752 г. Н. год праздновался 26 марта. В настоящее время копты считают год с 1 августа, сирийские христиане ? с 1 сентября, несториане и иаковиты ? с 1 октября по юлианскому календарю. Дню Н. года еще в древности присваивалось особое значение. У евреев Н. год приходится на 1 тишри: в этот день, по их мнению, был создан Адам, и в этот же день происходит суд Божий (отсюда его назв. Jom hadin, день суда). Так как Н. год возвещался трубным звуком, то он назыв. также днем , или субботой , трубного звука. Персы также праздновали Н. год (см. Новруз) и дарили в этот день друг другу яйца. Римляне приносили в день Н. года жертвы Янусу и считали его днем благоприятного предзнаменования. У них были также в употреблении новогодние подарки и новогодние поздравления , которые приносились особенно магистратам. Подарки состояли первоначально из фруктов, но впоследствии сделались употребительны и более богатые дары; каждый клиент должен был в день Н. года принести подарок (strena) своему патрону. Императоры впоследствии требовали такого приношения от всех жителей Рима. По установлении дня Рождества Христова на 25 декабря, христианская церковь отметила 1 января, как день Обрезания Господня. С древних времен удержались в обычае новогодние поздравления, а во Франции и Бельгии, где не знают рождественских подарков ? и новогодние подарки (et rennes). В Германии последние были раньше во всеобщем употреблении. День Богоявления (6 января) называется здесь в некоторых местах высоким , или великим , Н. годом. В Китае Н. год приходится на день, следующий за новолунием, когда солнце кульминирует в созвездии Водолея, след., между 20 января и 18 февраля; так же было до 1872 г. в Японии и до 1892 г. в Корее, но с указанного времени оба государства приняли грегорианский календарь.

До Петра Вел. месяц январь у русских ничем не отличался от других месяцев. Церковный год начинался 1 марта, согласно с библейским мировоззрением: у древних евреев месяц Нисан, соответствующий марту и апрелю, был первым месяцем церковного года (в гражданском ? седьмой); о нем заповедано Моисею и Аарону: "Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года" (Исход, XII, 2; Есфирь, III, 7). Гражд. год начинался у русских 1-го сент. Православная церковь установила начинать новолетие с 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максенцием, в 312 г. При митрополите Феогносте положено было (1342) начинать как церковный, так и гражданский год 1-м сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование гражданского новолетия носило религиозный отпечаток; цари этот день ознаменовывали делами милосердия и правосудия. Иоанн III повелел всем жалобщикам явиться на судный срок в Москву, в день св. Симеона Летопроводца (1-го сентября); не явившийся считался виновным и над ним "чинили правеж". Праздновался день Н. очень торжественно. Так, Цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1698 г. встречали новый год на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престолах, окруженные боярами и народом. Патриарх кропил их и народ св. водой, давал целовать крест и желал долголетия и счастливого царствования, затем поздравлял народ с новым годом и просил Божьего благословения. Петр I в 1699 г. праздновал в последний раз новый год по древнему обычаю, а указом "о праздновании нового года" 20 декабря 1699 г. (7208 г. от сотворения мира) повелел перенести начало года на 1-е января (1700 г.). Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом; на Красной площади назначены были огненный потехи и велено по дворам стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты; с 1-го по 7-е января обывателям Москвы приказано по ночам поддерживать огни из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках и др. Самое торжество встречи нового года началось в полночь 1-го января 1700 г. Службу новолетию совершал Стефан Яворский, который произнес проповедь, доказывая необходимость этой перемены. В день нового года были большие торжества. В народе 1 января известно под названием "Васильева дня"; в этот день исстари совершаются святочные гадания, игры и забавы.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.