Значение НОВИЦКИЙ, ФРАНЦИШЕК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

НОВИЦКИЙ, ФРАНЦИШЕК

(Nowicki) ? выдающийся польский поэт. Род. в 1864 г. В конце 80-х гг. в Кракове группа молодежи объединилась для борьбы "за народные идеалы" и нашла приют в журнале "Ognisko", а выражение ? в поэзии Н., сонеты которого, энергичные по настроению, полные молодого задора и красивые по форме, знаменуют собой "обновление" польской поэзии, возвращение ее к романтизму, "свежий рассвет после душной и беспокойной ночи". Н. дал поэзии именно то, чего недоставало его предшественникам: юношеский энтузиазм, свежее чувство, сильный стих. Он выступил против позитивизма и занял одно из первых мест среди представителей "Молодой Польши"; но его группа не пользовалась популярностью, один за другим уходили из нее лучшие ее члены и вслед за изданием "Poezye" (1891) Н. навсегда оставил литературу и поступил учителем гимназии в Тарнове. В 1905 г. вышло второе издание его "Piesni czasu", с предисловием Я. Стена, по словам которого творческий дух Н., по-видимому, заглох, как "пережитый сон молодости". Тем не менее, все написанное им за 10 лет дает Н. право на звание крупного поэта; он является родоначальником "татранской" поэтической школы, подобной школам "украинской" или "литовской". У прежних поэтов, описывавших Татры (Гощинский, Аснык, Конопницкая и др.), были только отдельные картины живописных карпатских отрогов и отрывки субъективных ощущений; Н. дал целый тaтранский цикл, с общей народнической и философской идеей, и вызвал ряд подражаний Тетмайера, Рыдля, Оркана, Каспровича и др. Некоторые критики называют его "Tatry" лучшим из произведений в этом роде, появившихся у поляков после 1863 г. (Т. Pini, "Nasza wspolczesna poezya", Львов, 1902). Главные достоинства H. ? объективность, благодаря чему поэт "никогда не становится рабом своего чувства и не прикрывает своей личностью описываемый вид, или художественный образ", и замечательная сила, "ведущая за собой преувеличения, но производящая всегда сильное впечатление". Влияние на Н. "Крымских сонетов" Мицкевича очевидно, но Н. вкладывает в свои картины столько "горячей, впечатлительной души и столько таланта", что, несмотря на заимствования в форме, его сонеты оригинальны. Он рисует татранские пейзажи в грандиозных размерах: "титаны гор", "мертвые громады", "ураганы вод", "обваренные колоссы", "замороженный ад", "вспененные потоки", "взбешенные волны", "граненая рать", "лавины пен", "мрачные вершины" и т. д. И среди этого "пустого некрополя природы" одинокая пихта ведет отчаянный бой за свое суровое существование (" Swierk"); отставшая от стада "вольная дочь гор", дикая коза, шлет к обрывам лебединую песнь о дорогой свободе; но появляется человек ? и глаза козы покрываются туманом смерти ("Kozica"); возвращающаяся с кормом для птенцов орлица находит гнездо разрушенным молнией ("Orlica"). Художественные впечатления соединяются у Н. с важными вопросами народной и общественной жизни; любовь его к "исполину, бедному народу его земли" никогда не покидает поэта, даже "во сне или на балу"; и когда в его песне звучит любовная нота, когда балерина шепчет ему: "ты мой", ? до него доносится голос черни, которая также кричит: "ты мой" (В. Фельдман). Н. хочет помочь обездоленному люду и ускорить приближение того дня, когда народ "сбросит путы с рук и мысли"; но, видя равнодушие общества, поэт бежит в безлюдные горы, и всюду следует за ним тоска ("Towarzyszowi podrozy)". И все-таки "замерзшие пустыни Татр" больше привлекают к себе мысль Н. "сквозь туман тоски и путь грез", чем общество, потому что "на пространстве всего отечества в тебе одной, о святыня скал, есть еще алтари свободы" ("Sonet wstepny"). Будущее польского народа рисуется ему в светлых красках. Разбитые снежными лавинами сосны рассказывают ему свою печальную судьбу: они не боятся гранитных громад, так как из их праха народятся еще б о льшие леса, которые будут продолжать борьбу, "пока не погребут вас, мертвые памятники прошлого" ("Kosodrzew"). Теперь польский народ напоминает Н. мистический "черный корабль", который без руля, ограбленный и окровавленный, блуждает по морю; команда спит в каютах, рулевые погибли. Корабли других народов боятся этого привидения" ("Czarny okret"). В наследие от прошлого польскому народу остались только "развалины, обломки, отсутствие веры даже в самое безверие, и пустая жизнь без цели". И если порой из серого гнезда выходят орлята и хотят взлететь при блеске утренней зари, то крылья их, залепленные грязью, мешают подняться к звездам и солнцу. Бедный люд ожидает более ясного "завтра" ? и оно должно настать ("Apoteoza"). Победа принадлежит молодому поколению. Хотя старшее поколение и устраивает ему "преграды из курганов, чтобы задержать приход солнца правды, но ночь должна побледнеть, старики умирают, и вы должны сказать: fuimus" ("My").

А. Яцимирский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.