(Жан-Марк Nattier, 1685?1776) ? французский живописец. Получив художественное образование под руководством своего отца, портретиста Марка H. (1642?1705), и в парижской академии художеств, усовершенствовался копированием картин Рубенса в Люксембургском дворце и издал в 1710 г. сборник гравюр с этих картин, под заглавием: "Galerie du palais du Luxembourg peinte par Rubens, dessin ee par N. et grave e par les plus illustres graveurs". В 1713 г., за картину "Персей превращает Финея в камень", был принят в члены упомянутой академии и впоследствии состоял в числе ее профессоров. В 1715 г. Лефорт убедил Н. отправиться вместе с ним в Амстердам, где тогда находился Петр Великий. Будучи милостиво принят русским государем, художник написал несколько портретов лиц его свиты, картину "Полтавская битва" (в СПб., в Зимнем дворце) и, в Гааге, портрет императрицы Екатерины I (в Романовской галерее Зимнего дворца); он начал, но не успел окончить портрет самого царя, который звал его в Россию, куда, однако, Н. ехать не решился из-за любви к Франции. Потеряв в 1720 г., вследствие неудачной финансовой операции, почти все свое состояние, Н. с того времени посвятил себя исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи, например дочерей Людовика XV, королевы Марии Лещинской (в Версальском историческом музее), принцессы Аделаиды французской (в Луврском музее), г-жи Помпадур в виде Авроры (в Марсельском музее), танцовщицы Камарго (в Нантском музее), герцога Ришелье, маршала саксонского, г-жи Аллонвиль в виде Флоры и др. Портретные работы, равно как и сравнительно немногие исторические картины Н., отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и вообще изяществом исполнения. Большинство его портретов гравировано лучшими из современных ему мастеров.
А. С?в.