(Mu cke, 1806?1891) ? немецкий исторический живописец, образовался в Берлинской Академии художеств под руководством В. Шадова и, вместе с ним, в 1826 г., переселился в Дюссельдорф, где вскоре было поручено ему гр. Шпэ украсить замок Гельторф фресками, изображающими сцены из истории Фридриха Барбароссы. Этот заказ (1838) делает М. известным. В 1833?1834 гг. М. посетил Италию. Его картина: "Ангелы уносят на гору Синай усопшую св. Екатерину" (находится в Берл. национ. галерее) до такой степени понравилась немецкой публике, что художнику пришлось написать пять ее повторений. В 1844 г. он был назначен преподавателем в Дюссельдорфскую акад., в 1849 г. получил звание проф.; в 1850 г. путешествовал в Англию и впоследствии сделал несколько поездок в Швейцарию. Кроме вышеупомянутой картины, к числу лучших произведений М. принадлежат: фреска, представляющая Мадонну с тремя святыми (в црк. св. Андрея, в Дюссельдорфе, 1835), "Св. Амвросий прогоняет имп. Феодосия от церковных дверей" (1838), "Св. Елизавета Венгерская раздает милостыню" (1841, в Берл. национ. гал.), "Св. Елизавета расстается со своим супругом" (1841), "Введение христианства в Вупперской долине" (1842; фресковый фриз в Эберфельсской ратуше), "Готфрид Бульонский штурмует Иерусалим" (1844), "Данте в Вероне" (1846); "Св. Адальберт" (1851; алтарный образ в црк. Фрауенбурга), ряд сцен из жития св. Мейнрада, написанный для кн. Гогенцолерн-Зигмаринского, "Добрый пастырь" (в Кайзервертской црк.), "Смерть Клеопатры" (1873) и большая композиция в виде фриза на сюжеты рейнских легенд и истории. Очень удачны также многие из его иллюстраций, рисованных для разных роскошных изданий. Сын этого художника, Карл М., составил себе в последние годы репутацию даровитого жанриста, обладающего неподдельным чувством и сильным колоритом.
А. С ? в.