(или Мунда) ? одно из коларийских (см.) племен, говорящее на особом коларийском наречии или языке. По сведениям 70-х гг., число их доходило до 400000 (Dalton, "Descript. Ethnology of Bengal", Калькутта, 1872). Они занимают вост. и южн. части плоскогорья Чота-Нагпур, соединяющегося с хребтом Виндхья. Здесь, на высоте около 2000 фт. над уровнем моря, в красивой местности, составляющей как бы естественную крепость, на пространстве около 14000 кв. миль, орошаемом реками, текущими в разных направлениях, нашли себе убежище исконные обитатели Индии, коларийцы М. и родственные им хо, или ларка-коль, и бхумидж. Тут же обитают и дравиды ораоны (часто в одних и тех же деревнях), с которыми, однако, М. не вступают в брак. М. разделяются на роды, или кланы (kili); браки внутри одного и того же клана запрещены. В культурном отношении М. выше ораонов: дома их лучше устроены, с верандами и отдельными комнатами для женатых и холостых членов семьи. В каждой деревне М. есть особая площадь для танцев. Наружность М. весьма некрасива, напоминающая готтентотов: лица плоские и широкие, скулы выдающиеся, орбиты глаз узкие и иногда скошенные, борода и усы редкие, цвет кожи коричневый или темно-желтый. Более зажиточные среди М. придерживаются брахманизма и поклоняются богине Кали, большинство же остается при своих первобытных верованиях. У них нет идолов; верховным благотворным божеством является у них Солнце, обоготворенное под именем Сингбонгу; есть и второстепенные божества, невидимые и большей частью злотворные. Жертвоприношения имеют характер всеобщего пиршества. Многие из кланов М. носят имена разных животных: угря, сокола, цапли и т. д. Члены такого клана не могут употреблять в пищу животное, имя которого клан носит. Умерших М. и хо кладут в ящик, в платье и обычных украшениях, с деньгами, принадлежавшими им при жизни, и сжигают их; уцелевшие от огня кости кладут, вместе с небольшим количеством риса, в новый глиняный сосуд, зарывают в землю и накрывают приготовленным камнем. Намогильные камни иногда бывают так велики, что для поднятия их собираются жители нескольких деревень. M. ? страстные любители охоты, рыбной ловли и петушиного боя. У них развито и земледелие. Так как область М. лежит в точке соприкосновения трех языков ? хинди, бенгали и урия, то и язык их представляет частые заимствования, особенно из хинди. Грамматику М. издал Whitley (Кальк., 1873), а перевод Евангелия (санскритским шрифтом деванагари) ? Nottrott (там же, 1876?77).
С . Б ? ч.