(Morghen, 1758?1833) ? знаменитый итал. гравер на меди. Первоначальное художественное образование получил во Флоренции, под руководством своего отца, Филиппа М., и дяди, Дж. Элии, также граверов. Всего 12 лет от роду уже настолько хорошо владел резцом, что мог награвировать фигуры пророков с барельефа Баччьо-Бандинелли, находящегося во Флорентийском соборе. После того учился в Риме у Дж. Вольпато, сделавшегося впоследствии его тестем и компаньоном по издательству эстампов. В 1793 г. был приглашен тосканским великим герцогом обратно во Флоренцию, на должность профессора местной акд. художеств, и основал там школу, из которой вышел ряд более или менее искусных граверов, распространивших его манеру не только в Италии, но и в других странах. М. гравировал исторические картины, портреты и пейзажи как в крупном размере, так и в небольшом формате, мастерски соединяя резьбу бюренем с работой сухою иглою. Накладка его штрихов чрезвычайно правильна и красива, рассчитана на живописный эффект, погоня за которым, однако, нередко приводила его к отступлению от строго-точной передачи характера оригиналов и их художников. Особенно мастерски воспроизводил он человеческое тело. Из его работ, число которых простирается до 252, главными считаются: высоко ценимая любителями гравюр "Тайная Вечеря" с Л. да Винчи, гравированное им дважды "Преображение" с Рафаэля, "Больсенская обедня", с него же, Рафаэлевские Мадонны della sedia, del cardellino и del Gran Duca, "Отдых Св. Семейства" с Н. Пуссена, "Парнас" с Р. Менгса, "Аврора" с Г. Рени, "Охота Дианы" с Доменикино, "Кающаяся Мария Магдалина" с Мурильо, "Пляска времен года" с Н. Пуссена, портреты Наполеона I, Вольпато, Данте, Петрарки и нек. др. Перечень произведений М. составлен его другом Пальмерини ("Catalog o delle opè re d'intaglio di R. Morghen, raccolto ed illustrato da N. Palmerini"; 3 изд. Флоренция, 1824).
А. С?в.