? раскольники, отделившиеся в 70-х гг. прошлого века от поморцев московского Преображенского кладбища, называемых также феодосеевцами и принадлежащих к беспоповщине. Основатель М. согласия, московский купец Василий Емельянов, отвергнув основные начала своего прежнего вероучения ? безбрачие и немоление за царя, ? установил следующие положения для новообразовавшейся общины: "женившиеся не согрешают; брак чист; ложе не скверно и не блазненно. Подобает молиться за предержащие власти". Из всех беспоповских толков, отвергающих священство, М. согласие наиболее приближается к православию. На Покровской улице в Москве была сооружена последователями Емельянова молельня, причем земля и дом для последней были куплены на имя родственника Емельянова, купца Монина. Отсюда новое учение названо монинским, а молельня ? Покровской. При молельне по примеру Преображенского кладбища было устроено обширное здание для призрения больных и бедных, число которых доходило до 200 чел. Постепенно Покровская община расширялась, привлекая к себе по преимуществу богатых поморцев, и в молельню притекали значительные пожертвования со стороны усердных прихожан. Особенной силы и влияния достигла община, когда настоятелем ее в начале текущего века сделался даровитый, предприимчивый московский купец Гавриил Иларионович Скочков, выразивший в своих сочинениях сущность новопоморского согласия и давший своему обществу прочное, определенное устройство. Скочков завел при Покровской часовне особую "брачную книгу", в которую за известную плату в пользу молельни, доходившую для богатых людей до весьма высокой цифры, записывались раскольничьи браки. Книга хранилась у зятя Скочкова, Адриана Сверчкова, известного среди поморцев поэта. Браки поморцев были совершаемы по особой форме, установленной Скочковым, и впоследствии были признаваемы правительством законными под тем условием, чтобы в книгу заносились лишь браки московских раскольников, а не иногородних. После смерти Скочкова (1821 г.), при его преемнике Антипе Андрееве, покровская община стала распадаться. Когда следствием, возникшим по поводу замеченного нарушения правил о записи браков, было установлено, что новопоморцы отступили от своего первоначального учения, отменив молитву за царя и не признавая браков, совершенных православной церковью, в 1827 г. была закрыта молельня, а дом и земля переданы в собственность наследникам Монина. Церковное имущество было своевременно вывезено в частную молельню купца Гусарева, сделавшуюся часовней общественной. Число московских прихожан покровской общины доходило до 7000 чел. (1827 г.). Кроме того, члены М. согласия встречались в Вологде, Рыбинске, Саратове, в с. Зуеве, в Покровском у. Владимирской губ. и в других местах. См. Н. Попов, "Что такое современное старообрядчество в России" (М., 1866); "Материалы для истории беспоповщинского согласия в Москве" (М., 1870); П. Усов, "Поморский реформатор" ("Ист. вестник", май 188 6).
Значение МОНИНСКОЕ СОГЛАСИЕ, НОВОПОМОРСКОЕ СОГЛАСИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое МОНИНСКОЕ СОГЛАСИЕ, НОВОПОМОРСКОЕ СОГЛАСИЕ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012