? считается существенной принадлежностью разных торгово-промышленных сделок и договоров. Вещь тогда считается проданною, договор тогда считается ненарушимым, когда выпит М. В Винницком и Литинском уу. Подольской губ. хлопец, становясь парубком, обязательно должен поставить М.; в противном случае при косьбе сена парубки бьют его жгутами из травы, или же погружают его в воду, или отдают в залог его косу в шинке и пьют на его счет ("Киевская старина", 1 8 87, VIII, 769). М. составляет необходимое условие сватовства. Сваты обыкновенно приходят к родителям невесты с водкой. Если они согласны на брак дочери, то обыкновенно отвечают: "мы М. не цураемся" (Чубинский, IV, 614). В судебных делах М. часто ставится судьям; иногда та сторона и правой оказывается, которая поставить больший М. В свадебных делах обращаются к волостному суду, если стороны расходятся уже после домовин, т. е. уговора о свадебных подарках. Название обычая ? несомненно заимствованное, трудно сказать, от какого именно народа ? вероятно, тюркского. У лезгин-аварцев бракосочетание называется "магаритие", что в переводе на русский язык означает "заключение брачного торга" ("Сборн. свед. о кавказ. горцах", III, отд. 3, 25). Самое обыкновение запивать договоры ? вероятно, местное, коренное народное; наподобие обрядной еды из одной миски, оно служит символом единения, развившимся и укрепившимся в народной жизни еще во время господства общинных порядков, когда единство и цельность общины выражались общей едой, общим питьем (Спарта), общим курением из одной трубки (Запорожье). Ср. Литки (XVII, 806).
Н. С?в.