(Mithra, произносится приблизительно как мисра) ? древнее иранское божество, восходящее, как и древнеиндийский Митра (см.), к индоиранскому периоду. Религиозная реформа Заратуштры (см. Парсизм) не внесла М. в число высших богов ? Амешаспентов (Амшаспандов), но чествование его было слишком глубоко укоренено в народе, и, несмотря на стремления реформы затушевать образ народного бога, М. не утратил своего значения и даже после Агурамазды мог считаться высшим иранским божеством. О распространенности культа М. в древней Персии свидетельствуют клинообразные надписи Артаксеркса Мнемона и Артаксеркса Оха, упоминающие М. наряду с богиней Анагитой, и греческие писатели (Геродот, Ксенофонт и др.). Самую подробную характеристику М. содержит обширная, посвященная ему молитва в Зендавесте, так назыв. Mihir yasht. М. здесь называется созданьем Агурамазды, но столько же достойным чествования, как и сам создатель. М. ? бог света, покровитель мира, блюститель нравственного порядка, защитник своих поклонников на войне и высокий посредник между Агурамаздой и людьми. Ранним утром он восходит на священную гору и, сверкая золотом, озаряет горные вершины, а затем всю арийскую страну. Он умножает воду, взращивает деревья, дает урожай и вообще содействует процветанию мира. Он вечно бодрствующий, вездесущий, всезнающий бог, блюститель нравственного устава и закона Мазды, карающий всех его нарушителей, которые не могут ни обмануть его, ни уйти от его гнева. Особенно сильно обрушивается его гнев на нарушителей договоров и лжецов. Таким образом, древний бог физического света, отличаемый, впрочем, от солнца, стал богом нравственного света, чистоты, добра и знания. В вечной борьбе добра и зла он помогает своим чтителям, причем победа достигается не одними жертвоприношениями, но духовными подвигами и обузданием плоти. Сам М. представлялся приносящим мистическую жертву, через которую торжествует добро. Свидетельства древних западных писателей о М. довольно многочисленны, но не вполне согласны с характеристикой его в Зендавесте. Плутарх (De Is. et Osir., с. 46) называет его посредником между Ормуздом и Ариманом. Дурис (IV?III в. до Р. Х.) говорит о праздновании персами праздника в честь М. (у Атенея, X). Курций различает М., как световое божество, от солнца и огня, но Страбон прямо отождествляет его с солнцем. Вообще это отождествление установилось уже на Востоке в тот период, когда культ М. широко распространился за пределами Персии вследствие завоевания Ахеменидами Вавилонии и Ассирии. М. под именем Михр чествовался в Армении, под именем Мигира (Mihira) проник в Северную Индию, причем уже утрачена была память о его связи с древним индийским Митрой. Распространившись в Малой Азии, культ М. перешел (по словам Плутарха ? через киликийских пиратов, взятых в плен Помпеем около 70 г. до Р. Х.) в Европу. Чествование М. утвердилось в Риме при императоре Домициане и пользовалось значительным распространением благодаря покровительству Траяна и затем Коммода. Вообще II и III вв. по Р. Х. представляют период самого широкого и интенсивного распространения культа М. и связанных с ним мистерий, как свидетельствует множество памятников с изображениями М. и обычными посвятительными надписями: Deo Soli invicto Mithr æ. На памятниках М. представлен юношей в восточной одежде и шапке: он одним коленом опирается на лежащего быка, которому левой рукой откинул голову назад, а правой пронзает кинжалом шею; собака, змея и скорпион пьют вытекающую из быка кровь; за М. на скале сидит ворон, по обеим сторонам М. диски солнца и месяца. Осмеивая модные восточные культы, распространенные в его время, Лукиан (120?200 по Р. Х.) заставляет римских богов спрашивать в недоумении, откуда явился среди них мидийский М. в своей национальной одежде и в тиаре ? М., который даже не говорит по-гречески и не понимает, когда пьют в его честь (намек на варварское имя бога и на иностранные слова, употреблявшиеся в его культе). Мифы о М. рассказывали о его чудесном рождении из скалы, почему он носил эпитет ?????????? ? скалорожденный ? и чествовался в пещерах или искусственных гротах, порою сооружавшихся его поклонниками. Был распространен и миф о похищении М. быков, получивший у Порфирия астрономическое и мистическое истолкование. О мистериях культа М. сообщают многие писатели II?IV вв., но сведения настолько неполные и частью подозрительные, что ясное представление о тайнах этого культа не может быть достигнуто. Во времена имп. Адриана некий Паллас составил обширное сочинение о М., которое до нас не дошло. Культ М. процветал еще в половине IV в.; Юлиан Отступник старался всячески поддержать его и устроил военные игры в честь М., но уже в 377 г. в Риме была разрушена пещера М., и даже при самом Юлиане Георгий, архиепископ Александрии, очистил старинный храм М., в котором его чтители приносили человеческие жертвоприношения, и обратил его в христианскую церковь. Трудно с точностью сказать, в чем заключалось таинственное учение, скрывавшееся в мистериях М. По-видимому, конечной целью мистерий было спасение душ после смерти, достигавшееся длинным рядом религиозных подвигов. Христианские апологеты, обличавшие язычество, оставили некоторые отрывочные сведения о приемах и обрядах, соблюдавшихся при посвящении в мистерии. По одним источникам, посвящаемый должен был претерпеть 12 истязаний ? огнем, водою, голодом, жаждой и проч.; по другим, испытания достигали даже числа 80. Только вынесший все мучения и доказавший твердость духа становился воином М. Для обозначения различных ступеней искуса употреблялись названия животных. По словам Порфирия, мисты назывались львами, женщины ? гиенами, служители ? воронами, отцы ? орлами или ястребами. В мистерии, по-видимому, входило и учение о переселении душ. Значительную роль в обрядности культа М. играли хлеб, вода и медь, которым умывали руки посвящаемым в степень льва (leontica). Последовательное восхождение души с низших ступеней на высшие приводилось в таинственную связь с плайетами и металлами. Предполагают, что некоторые черты мистерий М. входили в состав его культа уже в Иране, другие же возникли позже, в греко-римском мире, под влиянием синкретизма с другими мистическими религиозными культами, которые вообще сильно развились в Римской империи в период, непосредственно предшествовавший торжеству христианства. Свидетельства древних писателей о М. собраны в книге Fr. Windischmann'a, "Mithra. Ein Beitrag zur Mythengeschichte des Orients" (Лпц., 1857). См. также обширный труд Lajard, "Recherches sur le Culte p ublic et les mystè res de Mithra en Orient et en Occident" (с атласом, П., 1847). Об иранском М. см. Spiegel, "Er â nische Alterthumskunde" (Б., II, 77?87), и Darmesteter, "Ormazd et Ahriman" (П., 1877).
Вс. Миллер.