(санскрит. M îmânsâ, первично = "размышление, умозрение"; специальное значение этого термина развилось уже позднее) ? название одной из шести главных индийских школ (см. Индийская философия). Под этим общим именем известны два философских учения. Первое ? Пурва-М., т. е. "древняя", "первая" М., основателем которой считается мудрец Джаймипи, есть род практического руководства к правильному размышлению, имеющему целью "определить смысл откровения", заключенного в ведах и брахманах. В связи с этой целью находится стремление определить религиозные обязанности верующего и разные благочестивые упражнения и дела, с помощью которых можно достичь блаженства. Поэтому Пурва-М. называется еще Карма-М. (Karma ? дело, подвиг), в противоположность второй М. ? "поздней" или "последней" (Уттара-М.), имеющей более умозрительный, философско-теологический характер. Уттара-М. носит также названия Брахма-М., Шарирака-М. (Çârî raka-M. = "учение о воплощенном духе") и наиболее употребительное ? Веданта (см.) . Она приписывается мудрецу Вьясе и трактует о сущности мирового творческого начала и его отношениях ко всему существующему, причем приходит к отрицанию материального мира. Право на название философской системы имеет, таким образом, только последняя из М., хотя Пурва-М., или М. в общеупотребительном значении, затрагивает нередко и чисто философские понятия. Учение М. изложено в виде афоризмов (s û tras), числом 2652. Афоризмы М. крайне темны и трудны для понимания, что вызвало многочисленные комментарии к ним. Лучшее введение в изучение М. ? Джайминия-ньяя-мала-вистара (Jaimin iya-Nyâya-Mâlâ -Vistara, изд. Goldst u cker и Cowell, Л., 1865?78), написанное в стихах Мадхавачарьей (см.).
Подробное изложение основ М. см. у Кольбрука: "Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus" (2 изд., Лейпциг, 1858), где указаны и главные комментарии.
C. Б?ч.