? епископ сначала города Патар и Олимпа Ликийского, потом Тира Финикийского, священномученик и отец церкви (+ в 312 г.), один из главных полемистов III в. против современных ему языческо-философских и еретическо-христианских доктрин, особенно тех, средоточием которых был Тир. Из его сочинений в целом виде сохранились до нашего времени лишь немногие: 1) "О свободе воли, против валентиниан". Здесь опровергается мнение о материи как начале, совечном Богу, и как источнике мирового зла. В рассуждении "о жизни и деятельности разумной", составляющем вторую часть этого сочинения, говорится о причинах неравенства людей по общественному положению и материальному достатку, о невозможности полного равенства, об обязанности богатых помогать бедным и страждущим. 2) Обширное рассуждение "О воскресении". Оба эти сочинения сохранились в подлиннике лишь в небольших отрывках, но позже найдены в полном составе в славянском переводе, в рукописи московской синодальной библиотеки. 3) "Пир десяти дев" ? сочинение, направленное против древних эротических культов и учения некоторых христианских еретиков; единственное, сохранившееся в полном составе в греческом подлиннике. Все три названных сочинения написаны в форме диалога; последнее даже носит название одного из разговоров Платона (?????????) и подражает ему в плане. Мысли М. повторяют многие отцы церкви IV в. "Пир десяти дев" послужил предметом пародии для Боккаччо в его "Декамероне" (см. в "Вестнике Европы" 1893 г. исследование профессора Н. И. Барсова: ""Пир десяти дев" М. и "Декамерон" Боккачио"). Из обширного сочинения М.: "Против Порфирия" сохранилось лишь несколько фраз в "Параллелях" Иоанна Дамаскина; точно так же лишь отрывки сохранились из сочиенеия М. против Оригена и оригенистов и из его толкований на св. Писание. В "Библиотеке" Фотия сохранен отрывок из сочинения М. "О сотворенном". В полном составе дошли до нас две проповеди М.; сохранилось и несколько отрывков из других его проповедей. Проповеди М. замечательны как немногие дошедшие до нас образцы древнейшего, так называемого профетического типа проповеди. Известные издавна сочинения М., изданные по частям в разное время и разными лицами (Комбефизом, Алляцием, Поссини), собраны у Галланди в "Bibliotheca veterum Patrum" (Венеция, 1755 и 1785), y Миня: "Patrologiae cursus" (series graeca, т. XVIII, П., 185 7) и у Ягна: "S. Methodii opera" (Галле, 1865). По изданию Ягна сделан русский перевод профессором Е. И. Ловягиным: "Св. Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений" (СПб., 1877). Отрывки из сочинений М., найденные в новейшее время, собраны у Питры, в его "Analecta Sacra" (Рим, 1884).
См. "Историю первобытной христианской проповеди" профессора Н. И. Барсова (СПб., 1885, стр. 314?339).
Н. Б?в.