(Man es) ? собственно добрые, или светлые, души умерших. Слово manes ? множественное число прилагат. manis, которое antiqui dicebant вм. bonus (Varro L. L. VI, 4); в позднейшей классической латыни это сл. употреблялось обыкновенно с сущ. dii, а также в словах mane sc. tempus ? доброе время, т. e. утро, и immanis ? недобрый, ужасный, чудовищный. В связи с тем же именем стоят имена божеств Mana Genita, помогавшая при родах, и Cerus Manus (= creator bonus), упоминавшийся в песне Салиев. Под М. подразумевают обоготворенные блаженные души умерших, культ которых относится к древнейшему времени религиозной жизни римлян (ср. Fustel de Coulanges, "La cit e antique"): культ их предусмотрен уже в законах XII таблиц. Это ? примиренные и благосклонные духи предков, покровительствующие своему роду (ср. Евмениды). Как обоготворенные души, М. близки к ларам, ларвам и лемурам (см.). С императорского времени на гробницах стали писать буквы D. М. или D. M. S. (= Diis Manibus или Diis Mainbus Sacrum), чем обозначалось отождествление покойного с его богом-хранителем. В последнем значении слово manes совпадает со словами Genius и Juno, которые, по занесенному с Востока обычаю, писались на надгробных плитах. На греческих памятниках писали: ????? ???????. В колумбариях ставились алтари для принесения жертв подземным богам. Местопребывание М. считалось под землей; в связи с этим сл. manes часто употребляется вм. inferi (= подземное царство). Как добрые духи, они назывались еще dii propitii. Служение М. лежало на обязанности понтифекса (со времен Нумы). В древнее время им приносились человеческие жертвы; позднее они заменились праздником мертвых, feralia, который справлялся ежегодно в феврале; кроме того М. почитались еще 23 мая, в праздник rosalia, и 23 марта, в праздник Violaria. Февральский праздник от 13 до 20 числа носил общее название dies parentales или parentalia.
Ср. Gatherius, "Da jure Manium" (in Graev. Thes. 12 p. 1200; Лпц., 1671); Schoemann, "De diis Manibus Lan bus et Geniis" (1840); Fayout et Daniel Lacombe, "Du jus sepulcri en droit romain" (П., 1885-86).