? имя двух римских императоров: 1) М . (Гай-Юлий-Вер), названный по родине Фракийцем (235-38), сын готского пастуха, выдался при Септимии Севере необыкновенной физической силой и храбростью. Александр Север назначил его легатом Верхней Германии. Когда А. Север был убит, не без участия М., германские легионы провозгласили его императором. Все время своего правления М. провел вне Рима в победоносной, но крайне жестокой борьбе с германскими племенами на Рейне и Дунае. Финансовые вымогательства его чиновников вызвали против него восстание сначала в Африке, потом в Италии и Риме. М. двинулся с войском на Италию, но при осаде Аквилеи был убит вместе с своим сыном и соправителем Максимом возмутившимися солдатами. Его биография написана Капитолином. См. L o hrer, "De С. Julio Vero Maximino" (Мюнстер, 1883). ? 2) М. (Галерий-Валерий) по прозванию Дайа (Daja) или Даза (Daza; 305-13), сын иллирийского пастуха и сестры имп. Галерия, получил от дяди в 305 г. в управление Сирию и Египет, с титулом цезаря. В 308 г. солдаты провозгласили его августом. Когда Константин соединился с Лицинием, М., боясь за свои владения, начал войну, но был разбит Лицинием около Адрианополя, бежал в Малую Азию и умер в Тарсе. Кроме незначительной войны с Арменией, М. известен еще систематической борьбой с христианством. Его эдикт 306 г. предписывал жителям всех городов совершать общественные жертвоприношения, эдикт 309 г. ? реставрировать храмы и окроплять священной водой съестные припасы. Миланский эдикт 311 г. на время прекратил преследование христиан; но уже в том же году М. запретил христианам собираться на могилах мучеников, расклеил во всех городах афиши с протоколами, которыми будто бы подтверждались все обвинения против христиан, а в следующем году приказал разослать во все школы "Acta Pilati" (Деяния Пилата) ? языческую пародию на страдания Христа. Когда чиновники в угоду М. добились в некоторых городах, напр. в Антиохии и Никомедии, постановлений, запрещавших христианам жить в пределах города, М. не только подтвердил их, но и разослал повсюду для подражания и в то же время составил обширный план организации жречества по образцу христианского духовенства. В 312 г. М. по настоянию Константина прекратил преследование христиан, а перед смертью составил эдикт в пользу христиан, по образцу миланского.
М. К.