(Lombardo) ? фамилия или, что вероятнее, прозвище нескольких итальянских художников, получивших его вследствие своего происхождения из Ломбардии и трудившихся по части ваяния и зодчества в Венеции, в XV и XVI ст. Во главе их должен быть поставлена 1) Пьетро Л., лучшее скульптурное произведение которого ? надгробный памятник дожа П. Мочениго, в церкви С.-Джованни-е-Паоло, исполненный им в сотрудничестве с его сыновьями, Туллио и Антонио, а важнейшие сооружения ? дворец Вендрамин-Калерджи (выстроенный в стиле Возрождения, около 1481 года) и прелестная церковь C.-Мариа-деи-мираколи. Кроме этого художника, достойны быть упомянутыми: 2) Туллио Л. (1478-1559), его сын, скульптор, которому принадлежит большой рельеф главного алтаря в церкви С.-Джованни-Кризостомо, изображающий небесное увенчание Богородицы, и два из 9 мраморных рельефов (3-й и 4-й) в капелле св. Антония в падуанском храме его имени ("Св. Антоний открывает гробницу скупого" и "Св. Антоний исцеляет у юноши сломанную ногу"); 3) Антонио Л., брат предыдущего, также скульптор, работавший по большей части вместе с ним. Им одним изваян первый из вышеупомянутых рельефов капеллы св. Антония ("Малолетний сын, по благодати святого, доказывает невиновность своей матери"). С поименованными художниками не находится, по-видимому, в родстве ? 4) Джироламо Л., скульптор, ученик обоих Сансовино и Гарофало, трудившийся в качестве мастера над украшением скульптурою "Святого Дома" (Casa Santa) в Лорето в 1531-60 гг. и изваявший при помощи четырех своих сыновей великолепные рельефы главного портала этого здания и чрезвычайно изящную фигуру Мадонны, которою увенчана средняя его башня.
А. С?в.