? Во всех почти сочинениях нашего века, трактующих о Кальвине и его деятельности в Женеве, этим именем называются противники Кальвина, причем им приписывают политический радикализм, крайнюю свободу религиозных мнений и нравственную распущенность. Оппозиция Кальвину в Женеве этими качествами, однако, не отличалась (см. Кальвин) и в современных памятниках названия Л. не носит. Имя и некоторые черты воззрений перенесены были на женевских противников Кальвина гораздо позднее, с небольшой секты XVI в., против которой Кальвин написал в 1545 г. статью: "Contre la secte furieuse des Libertins nomm e s spirituels". Из этой статьи, нашего единственного источника о Л., видно, что религиозное направление их, составлявшее как бы крайнее выражение анабаптизма, стало распространяться в Голландии, Брабанте, Лилле ок. 1530 г. (его вожди ? Coppin и Quintin, бельгийцы). Л. отвергали авторитет Писания или разлагали Библию на ряд аллегорий, в которых только просветленный ум, по их мнению, открывает глубокий внутренний смысл, непонятный для простеца. Отрицая личного Бога, они принимали пантеистический взгляд: религия ? соединение души с Божеством, достигаемое путем истинного познания и нравственного подъема; на этой высоте человек может свободно следовать своим влечениям; грех и порок исчезают для него. Внешние поступки вообще безразличны; все заключается во внутренней жизни, проникнутой божественным началом. Отличительные черты проповеди Л. ? туманный символизм, игра словами, сведение всех данных мысли и речи на аллегории. Может быть, Л. ? продолжатели пантеистического направления конца средних веков в сев.-зап. Германии и Нидерландах. Во второй половине XVI в. о них ничего уже не слышно.
Р. В.