(лорд Фредерик Leighton) ? английский исторический живописец, президент королевской академии в Лондоне (1830-1896). Отец его и дед были известными в свое время врачами. Дед его, Яков Иванович Л., состоял на русской службе и имел звания генерал-штаб-доктора флота и лейб-медика. Семья Л. разделяла существующее и поныне в некоторых слоях английского общества предубеждение против художнической профессии, поэтому Л. нескоро удалось получить от отца согласие посвятить себя артистической карьере. Ему было дано самое тщательное классическое образование. Учиться рисовать хотя он начал с десятилетнего возраста, сперва в Риме, у Мели, а потом в берлинской академии художеств, но настоящее, собственно артистическое образование его началось во Флоренции, в тамошней академии, под руководством Беццуоли и Сеньолини. Флорентийская школа, отличавшаяся в то время маньеризмом, не удовлетворяла юношу, и он перешел оттуда в штеделевский институт во Франкфурте-на-Майне, где был учеником Я. Бекера и в особенности Штейнле. Последний имел наибольшее влияние на него, на все позднейшее направление его в искусстве. В 1848 г. Л. ездил в Брюссель, где пользовался советами знаменитого Галле и Виртца, и написал первую свою картину: "Чимабуе, находящий мальчика Джотто в то время, как он рисует овец своего стада". В следующем году он много изучал в Париже старинных мастеров луврской галереи и особенно усердно копировал Тициана. Возвратившись во Франкфурт, написал там картину "Смерть Брунеллески". После того значительным событием в его жизни было трехлетнее пребывание в Риме, посвященное изучению классической древности и великих творений времен Возрождения; здесь создалось самое значительное произведение Л.: "Мадонна Чимабуе, несомая в торжественной процессии по улицам Флоренции". Эта картина, будучи выставлена в 1855 г. в Лондоне, произвела большое впечатление в художественном мире и приобретена для букингемского дворца. Затем Л. пять лет провел в Париже, откуда постоянно высылал в Лондон на тамошние академические выставки свои картины, каковы напр.: "Одалиска", "Иезавель и Ахав", "Торжество музыки", "Данте в изгнании", "Елена троянская", "Венера", "Актея", "Электра", "Клитемнестра", "Геркулес, спасающий Альцесту". Возвратившись в Лондон, Л. сделался постепенно корреспондентом (1866), членом (1869) и, наконец, президентом королевской академии. К этому времени относится целый ряд его картин на темы из священной истории, мифологии и бытовой жизни. В их числе самое значительное произведение ? картина огромных размеров, написанная для украшения частного дома Стюарта Годсжона: "Дафнефория" (сюжет ее ? одно из празднеств, которые происходили в древн. Фивах через каждые девять лет, в честь Аполлона). Л. испытывал иногда свои силы в пейзажной живописи и даже в скульптуре; известна его бронзовая группа "Атлет, борющийся с Пифоном". За свой художественный талант пожалован сперва в баронеты, а потом (1895) в лорды. Вообще должно заметить, что хотя Л. и считается английским живописцем, однако вследствие того, что художественное образование свое он получил в разных странах материка Европы, где протекло больше половины его жизни в лучшую пору творчества, на его произведениях лежит печать космополитизма; в них очень мало национально-английского, и поэтому едва ли его влияние на английское искусство будет значительно. Ср. "The Art-Annual for 1884. Sir F. Leighton, President of the Royal Academy. His Life and Work", by Mrs A. Lang (1 т., in 4¦, с портретом художника и множеством воспроизведений его картин и рисунков); "Modern Artistes, published under the dire c tion of F. G. Dumas" (1882, folio, стр. 1-24); "Sir Frederick Leighton, P. R. A.", by Emilia F. S. Pattison (с портретом и офортами картин художника); Ernest Chesneau, "Artistes anglais contemporains" (Пар., 1883).
К. Веселовский.