Значение слова КРАНДИЕВСКАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КРАНДИЕВСКАЯ

(Анастасия Романовна, в девичестве Тархова ) ? писательница. Род. в 1865 г., училась на историко-словесном отделении московских курсов Герье. Начала писать очень рано, помещая маленькие рассказы в "Северном Кавказе", "Рус. Курьере" и "Развлечении" середины 80-х гг. После долгого перерыва выступила в "Рус. Мысли" 1896 г. повестью: "То было раннею весною", обратившей на себя внимание. С тех пор напечатала ряд повестей и рассказов в "Рус. Мысли", "Жизни", "Рус. Ведомостях", "Образовании", "Правде" и "Мире Божьем" и др. Они собраны в книжках: "То было раннею весною" (2 изд., М., 1900 и 1905) и "Ничтожные" (М., 1905). Для народа в дешевых изданиях вышли брошюрками рассказы К.: "Для души", "На работу", "Только час", "Дочь народа". Повесть "То было раннею весною" переведена на франц. яз., "Только час" (описание работы в каменноугольных шахтах) издано в нем. переводе венской социал-демократической газетой "Arbeiter-Zeitung". К. ? писательница вдумчивая, умеющая уловить общие черты времени. Талант её по преимуществу лирический; лучше всего её героям удаются разного рода излияния, почти всегда злобные, нервно-подавленные. Этим колоритным языком, часто переходящим в истерику, К. владеет прекрасно ("Ничтожные", "Дочь народа" и др.). Общее настроение её творчества всецело вышло из сумеречной тоски Чехова, а общий фон рассказов ? психология людей жестоко помятых жизнью вследствие того, что, при несомненно искреннем стремлении к идеалу, у них нет достаточно сил и глубины, чтобы безропотно сносить удары, неизбежно выпадающие на долю всякого борца. Создалось, по определению К., "поколение нытиков, самогрызов, неврастеников, дегенератов, неверующих, мятущихся в поисках неведомого Бога, блуждающих в потемках противоречий, как в лесу дремучем". С искренностью настоящего таланта, у К. хватает мужества не все сваливать на неблагоприятные общественные условия времени. С болью, но беспощадно и правдиво изображает она жизнь тех неудачников, которые ничего толком сделать не умеют, а между тем все свои невзгоды сваливают на то, что они "носители идеалов" и потому не преуспевают. Фальшивый пафос этого неврастенического фразерства К. схватывает с большой художественной тонкостью. Характерна также для безвременья 80-х и 90-х гг. отмеченная К. трагедия столкновений между служением общественным интересам и жаждой личного счастья ("Счастливые").

С. Венгеров.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.