(de Crayer или Craeyer, 1584-1669) ? фламандский исторический и портретный живописец, родом из Антверпена, ученик Рафаэля Коксиена в Брюсселе. В 1607 г. был принят в тамошнюю гильдию живописцев в качестве мастера, в 1626-1627 гг. упоминается в числе членов брюссельского магистрата, в 1635-41 гг. состоял живописцем короля; после того переселился в Гент и провел там остальные годы своей жизни. Несмотря на влияние, оказанное на него Рубенсом, он, тем не менее, должен считаться вообще эклектиком. Уступая Рубенсу в универсальности, поэтичности и силе таланта, он, в лучших из своих многочисленных произведений, весьма неодинаковых впрочем, в отношении достоинства, отличается спокойным благородством чувства, широким, свободным стилем композиции и драпировок, тщательностью рисунка, естественностью экспрессии и стремлением к красоте; колорит его, конечно, слабее Рубенсовского. Занимался он преимущественно религиозной живописью. Главная его работа в этом роде ? большой алтарный образ: "Богородица в славе" (в церкви св. Мартина в Альсте); кроме того замечательны: "Мученики, погребаемые заживо" (в Лилльском музее); "Богородица со святыми" (в мюнхенской пинак.); "Поклонение пастырей", "Взятие св. Екатерины на небо", "Положение во гроб" (в брюссельском музее, владеющим еще десятью картинами этого мастера). Подобные произведения К. можно видеть, кроме того, в кассельском, берлинском и венском музеях, но особенно богат ими гентский музей, в котором, между прочим, находятся "Апофеоза св. Розалии", "Мучение св. Лаврентия" и оставшееся неоконченным "Мучение св. Власия". Из работ К. на исторические сюжеты следует указать в особенности на картины, украшавшие собою триумфальную арку, воздвигнутую в Генте, по случаю встречи кардинала-инфанта Фердинанда (наход. ныне в Гентском музее). Портреты, писанные К., встречаются в различных собраниях; наиболее замечателен в их числе портрет кардинала-инфанта верхом на коне (в Луврском музее).
А. Н ? в.