(Кабадес, Кавад, Гобад) ? персидский царь из династии Сасанидов, сын Фируза, преемник Палаша, царствовал в 488?531 гг. после Р. Х. Обязанный престолом магам и вельможам, К., однако, не подчинялся их влиянию и покровительствовал коммунистической ереси Маздака (или Мождека), который, во имя справедливости, требовал равномерного раздела всех имуществ и даже общности жен. Так как число маздакитов быстро увеличивалось и они привели в ужас высшие классы, то последние составили заговор, свергли К. и возвели на престол его брата Джамаспа (496). К. был посажен в тюрьму, но преданная жена хитростью освободила его; он бежал к гефталитам, вступил в родство с их царем и, при его помощи, возвратил свой трон (498 или 499). Не имея чем вознаградить гефталитов, К. обратился к византийскому императору Анастасию с требованием денег. Император отказал; К. вторгся в его азиатские владения (502) и тем положил начало долгой борьбе между Персией и Византией, истощившей оба государства и облегчившей арабам их завоевание. Взяв без боя Феодосиополь (Эрзерум), К. взял Амиду; вообще действия персов шли успешно, но так как на Иран напали гунны, то К. заключил мир с Византией (506), по которому обе стороны остались in status quo. Любимым сыном К. был младший, Хосров (Новширван); желая дать ему какое-нибудь право на престол, К. предложил императору Юстину усыновить Хосрова, чтобы произвести впечатление на персов. Юстин отказался; вопрос о влиянии Персии или Византии в прикавказских странах также обострился и потому началась опять война, незадолго до смерти Юстина (527). Продолжаясь и при Юстиниане, она шла сперва на границах и прерывалась переговорами. В 531 г. К. перешел Евфрат и отправился на Сирию, где персы не были уже несколько веков. Велизарий принудил их отступить; в битве при Ракке (19 апреля 531 г.) Велизарий был разбит, но персы продолжали отступать. В Месопотамии они имели было успех, но смерть К. прекратила войну (в сентябре 531 г.). В 529 г. К. зверски расправился с маздакитами, которые стали угрожать существованию государства. Историк Феофан представляет К. каким-то волшебником, который, однако, не может взять одного заколдованного замка, пока к нему не приходит на помощь епископ персидской христианской церкви.
А. Крымский.