(серб. кмет) ? 1) В Сербии назывались кметами наиболее уважаемые и почтенные из селян, являвшиеся как бы старшинами или тем, что в наших селах называется "стариками". Достоинство это не было наследственным, никем не давалось селяку; оно являлось само собой, как следствие личных достоинств и заслуг. К. заключали договоры от имени общины, входили в сношения с турками. Они же, по приглашению односельцев, являлись и ближайшими судьями в не особенно важных спорах, например при семейных разделах, в случаях потравы и т. п. Со времени князя Милоша Обреновича кметы стали назначаться правительством, в числе троих на каждую общину, причем один из них считается старшим. Они собираются в общинном доме-суднице (општинска ky·a koja ce sobe), производят суд и расправу среди селян в маловажных делах, в более важных случаях отправляют тяжущихся в суд областной, собирают подати и передают приказания старшинам, объявляют селянам волю высших властей, следят за исполнением ее и имеют право виновных, особенно бродяжничающих и не желающих работать, подвергать телесному наказанию, до 10 ударов, а также назначить на казенные или общественные работы.
2) В Черногории К. называются лица, выбираемые тяжущимися для разбора их спора (третейский суд); обыкновенно каждая сторона выбирает по 12 человек, которые и называются К., пока исполняют добровольно принятые ими обязанности.
3) В Боснии К. называются селяки, сидящие на чужой земле и живущие в хате, составляющей собственность хозяина земли, т. е. арендаторы. Часто они для полевых работ пользуются и волами хозяйскими. К., работающий в поле на хозяйских волах, отдает собственнику земли и волов половину урожая, а работающий на своих волах ? одну треть. Хозяин может во всякое время прогнать К. со своей земли и из своего дома и забрать весь урожай. К. также может уйти во всякое время, но это ему невыгодно: другой землевладелец может его и не принять.
4) К. или кмитами (собирательная форма ? кмитство) у венгерских русских называются крестьяне, живущие на владельческих землях на праве как бы долгосрочной аренды, причем, по установившемуся обычаю, земельный участок переходит из поколения в поколение, обыкновенно к младшему сыну.
5) Слово К. (во множественном числе) встречается в памятниках древнерусской письменности, а именно в поучении Владимира Мономаха, где он, рассказывая о своих бранных делах с половцами, говорит: "а самы князи Бог живы в руце дава: Коксусь с сыном, Аклан, Бурчевич, Таревьскый князь Азгулуй, и иных кметий молодых 15", и в "Слове о полку Игореве", где брат Игоря, трубчевский князь Всеволод, говорит: "А мои ти Куряне сведоми кмети: под трубами повити, под шеломы везлелеяни и т. д.". Обыкновенно слово "кмет" понимается в смысле воина, дружинника, конного воителя, но если это толкование можно принять для К. "Слово о полку Игореве", то для кметий "Поучения Владимира Мономаха" оно не подходит; там кмети упоминаются наряду с князьями и относятся к числу воинов лепших , хотя и молодых.
Ср. Лавровский, "О значении слова К." ("Москвитянин", 1853 г., кн. 24).
Ир. П.