Значение слова КЕТЛЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

КЕТЛЕ

(Lambert-Adolph-Jacques Quetelet) ? главным образом известен как отец современной статистики. Род. 22 февраля 1796 г. в городе Генте; в раннем детстве обнаружил блестящие способности к математике и уже 18-ти лет был учителем этого предмета в своем родном городе; в 1819 г., защитив диссертацию по геометрии, был приглашен преподавателем в брюссельский Atheneum. Обратясь к изучению физики и астрономии, К., вместе с Гарнье, основал в 1825 г. "Correspondance math e matique et physique", вскоре получившую большую известность в ученом мире; в 1826 г. издал "Astr onomie ele mentaire", в 1827 г. ? "Trait e populaire d'Astronomie"; в том же году появилось в свет сочинение его "Positions de Physique", а в следующем году ? "Physique populaire"; к тому же времени относится появление его книги: "Instruction populaire sur l a theorie des probabilite s" ? извлечение из его публичных лекций по теории вероятностей. К. доказывал необходимость сделать ее одним из главных предметов школьного обучения. Посетив Англию, Шотландию, Швейцарию, Италию и Германию, К., в 1832 г., принял заведование построенной по его плану в Брюсселе обсерваторией; в 1834 г. избран в постоянные секретари брюссельской академии наук; преподавал также астрономию и геодезию в Ecole militaire, состоял директором бельгийского статистического бюро и председателем учрежденной по его инициативе бельгийской центральной статистической комиссии. Умер 17 февраля 1874 г.

Труды К. в области математики, физики, астрономии (издание с 1835 г. "Annales de l'observatoire" и "Annuaire de l'observatoire") и в особенности метеорологии (наблюдения над температурой Земли, работы по электричеству воздуха, наблюдения над так называемыми воздушными волнами; по его мысли состоялся в 1873 г. в Вене первый международный метеорологический конгресс и было положено начало организации систематических наблюдений над метеорологическими явлениями одновременно в разных странах) имеют несомненную ценность, но главной заслугой К. являются его работы в области статистики. Всех сочинений К. по статистике насчитывается 65. Самые важные из них: "Sur l'ho mme et le developpement de ses faculte s, ou essai de Physique sociale" (Париж, 1835; 2 переработанное издание под заглавием: "Physique sociale, ou essai sur le d eveloppement des faculte s de l'homme", с предисловием Гершеля ? 1869, Брюссель; первая часть этого сочинения переведена на русский язык); "Lettres sur la th eorie des probabilite s" (Брюссель, 1846); "Du syst ème social et des lois qui le re gissent" (Париж, 1848; русский перевод ? "Социальная система и законы, ею управляющие", СПб., 1886); "Antropom etrie ou mesure des differentes faculte s de l'homme" (Брюссель, 1870).

После первых же опытов в индуктивной разработке статистического материала, в мемуарах, относящихся к 20-м годам, К. пришел к следующим общим положениям, проводимым во всех дальнейших его работах: 1) вся масса фактов, собранных и собираемых статистикой, есть временное и пространственное изменение одного из свойств или элементов того типа человека, который мы создаем себе фиктивно, но который в то же время есть настоящий тип, о сохранении которого заботится природа; этот тип, слагаемый из разрозненных черт, есть средний человек ; 2) тип человека, олицетворяющий социальное тело, сохраняется в силу постоянных или только периодически действующих причин, в отыскании которых, равно как и в построении этого типа, заключается главная задача социальной физики; все частные изменения этого типа ? по народам, по пространству и времени ? являются следствиями сложных причин, как постоянных, периодических, так и случайных; всякое изменение совершается непременно по известным законам, которым подчинены действия постоянных и периодических причин в их разнообразных сочетаниях; 3) подобный тип, со всеми его атрибутами, должен существовать не только для человека материального, физического, но и для духовного, нравственного и интеллектуального; в том и другом отношении тип поддерживается мировыми законами, которых человек изменить не в силах; 4) все наблюдаемые нами в статистике свойства или действия ? только слабые приближения к тому, что составляет атрибут типа; каждая серия, каждый ряд наблюдений есть только ряд измерений величины, точно неопределимой; чем больше таких измерений, тем более мы имеем надежды достигнуть познания истинных свойств типа, тем ближе подходит средняя величина к единице, т. е. к действительности, достоверности. В главном сочинении К.: "О человеке и развитии его способностей ", которое он называет также опытом социальной физики (название это, впрочем, впервые употребил не К., а Конт), предмет социальной физики определяется так: она должна изучать причины естественные и пертурбационные, которые влияют на развитие человека; должна стараться измерить действие этих причин и те изменения, какие они производят одна в другой; она только констатирует факты и явления, касающиеся развития человека, и старается познать, при помощи наблюдения, законы, которые связывают явления между собой. Вся социальная физика строится на учениях о среднем человеке и средней величине, о тожественности законов физического и духовного миров, на определении значения этих законов и, наконец, на приложении теории вероятностей к обобщениям из наблюдений. В сочинении о человеке излагается сначала учение о народонаселении; затем идет чисто физиологическое исследование о развитии в человеке веса, мускульной силы, скорости вдыхания и выдыхания, быстроты бега; далее К. рассматривает развитие умственных способностей в различные возрасты человека, говорит о помешательстве, о нравственных качествах человека, о самоубийстве и дуэлях. Излагая учение о преступлениях, К. развивает свою теорию о наклонности к преступлению (penchant au crime), которой посвящена, кроме того, еще специальная работа: "Recherches sur le penchant au crime aux diff erents âges" ("Memoires de l'Acade mie", 1831). К. находит, что каждому человеку присуща известная наклонность или склонность к преступлению, могущая, при известных условиях, превратить его в преступника (от этого представления ведет свое начало так называемая антропологическая школа криминалистов; см. Ломброзо). К. допускает, что в каждом обществе существует средняя наклонность к преступлениям, и изучает различные влияния, которые производят отклонения от этого среднего типа. Постоянство ? впервые открытое К., ? с которым одни и те же преступления ежегодно воспроизводятся приблизительно в том же числе и вызывают те же наказания, в тех же пропорциях, приводит К. к следующему выводу: "есть бюджет, который уплачивается с ужасающей правильностью; это ? бюджет темниц, каторги и эшафотов; об уменьшении этого-то бюджета следовало бы особенно позаботиться". Письма о теории вероятностей представляют собой лучшую попытку применения этой теории к изучению явления общественной жизни; сверх того, они заключают в себе весьма ценные данные о собирании и, в особенности, обработке статистического материала, так что могут быть рассматриваемы как краткое, написанное в весьма популярной форме пособие к изучению статистики.

Значение К. в истории общественных наук вообще заключается в том, что, поставив себе задачей применить к изучению общественных явлений приемы точного наследования, которыми пользуются естественные науки, он первый показал, что человеческие деяния, подобно явлениям физического мира, подчинены известной закономерности. В области статистики К. первый ? если не считать Зюсмильха, труды которого во время К. были забыты, ? занялся статистикой не в одностороннем направлении так называемых политических арифметиков (см.), но стал искать философских выводов, рассматривал наблюдаемые статистикой единичные явления в жизни людей, как проявления законов, и считал исследование этих законов единственной задачей достойной статистики как науки. К., поэтому, по всей справедливости можно считать основателем новой статистики, которая ? в отличие от прежде господствовавшего направления (Ахенваль ? Конринг ? Шлёцер), ограничивавшегося преимущественно лишь описанием явлений, ? ставит себе целью исследование их причинной зависимости. Затем К. первый применил правильное статистическое исследование к явлениям духовно-нравственной жизни человека и создал тем так называемую нравственную статистику (см.). Наконец, К. усовершенствовал статистический метод, развил его, философски обосновал и применил с большим успехом в своих исследованиях. Слабой стороной К. представляется то значение, которое он придавал созданной им теории среднего человека. Теория эта имеет, несомненно, чрезвычайно важное методологическое значение, в смысле установления известной, чисто условной, вполне фиктивной величины, необходимой для сравнения, так как нельзя рассуждать об изменениях и колебаниях, не имея определенного уровня, которым бы они измерялись; но К., по-видимому, идет дальше и считает среднего человека типом, к поддержанию которого направлено все действие причин постоянных и без действительного существования которого разрушается сама возможность научного исследования данных, относящихся к человеку. Другой упрек, который можно сделать К., состоит в том, что он, вообще вполне правильно понимающий закон , как отношение сосуществования или последовательности явлений, весьма существенно удаляется от такого понимания во многих местах своих сочинений, придавая законам наблюдаемого порядка смысл законов, производящих явления, а не просто выражающих правильность их повторения и взаимной последовательности.

Весьма важное значение имела практическая деятельность К., как организатора первого международного статистического конгресса. К. был проникнут убеждением, что общественные явлении могут и должны быть изучаемы только на основании правильно устроенного систематического наблюдения, и во все продолжение своей долгой жизни упорно трудился над осуществлением этой мысли; все организаторы статистических учреждений в Европе с середины 50-х годов были его учениками, и до самого конца своей жизни, на целом ряде статистических конгрессов, с брюссельского (1862) до петербургского (1872) включительно, К. поддерживал их своей опытностью. Если в настоящее время сделалась, до известной степени, возможной сравнительная статистика (см.), то исключительно благодаря некоторому объединению принятых в различных странах способов и приемов наблюдения над явлениями общественной жизни, к каковому объединению К. постоянно стремился.

Литература. Кроме общих сочинений по истории и теории статистики, см. статью А. Вагнера в изданном под ред. профессора Янсона сборнике: "История и теория статистики в монографиях" (СПб., 1879); Ю. Янсон, "Направления в научной обработке нравственной статистики" (СПб., 1871). Полный список трудов К., в хронологической их последовательности и систематической группировке, вместе с общей критической их оценкой ? в ст. профессора Кнаппа (Gr. F. Knapp, "Hildebrand's Jahrbu cher", вып. 1871 г.). Для биографии К.: Мaillу, "Essai sur la vie de Quetelet" (Брюссель, 1875); Райхесберг, "Адольф Кетле" (биографическая библиотека Павленкова, СПб., 1894; здесь же указание некоторых других источников). Для ознакомления с главнейшими результатами, добытыми К. в области нравственной статистики, может служить сочинение Ad. Wagner, "Die Gesetzm assigkeit in den scheinbarwillku rlichen menschlichen Handlungen" (ч. 1, Гамбург, 1864).

H. P.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.