или Кернер (Ko rner) ? нем. поэт-патриот, "Тиртей" войны за освобождение, сын известного друга Шиллера, род. в Дрездене в 1791 г., учился сперва в Горной академии в Фрейбурге, а в 1809 г. перешел в Лейпцигский университет. Уже в 1810 г. он издал сборник стихотворений под названием "Почки" (Knospen) и скоро начал писать комедии и драмы. Его комедии ? во вкусе Коцебу и др. "легких драматургов"; но в драмах он является талантливым подражателем Шиллера. Первые его опыты в этом роде, "Тони" (пер. по-русски Шишковым 2-м в книге "Избранный немецкий театр", 1831 г., ч. II) и др., не имели успеха, но трагедия "Црини" (1812 г.) ввиду политических обстоятельств того времени произвела положительный фурор да и теперь должна быть признана одной из лучших лирических трагедий (на русск. яз. она переведена 5 раз; по поводу перевода Мордвинова, СПб., 1847, у Белинского в XI т. стр. 476, см. обстоятельную статью). Вскоре К. получил место драматурга при венском театре, влюбился в красавицу-артистку и был уже обручен с нею. Но настал 1813 г., появился манифест прусского короля ? и 24-летний поэт, оставив обеспеченное положение и невесту, устремился на призыв отечества. Он поехал в Силезию, поступил в партизанский отряд, был ранен, лечился в Карлсбаде, едва оправившись от раны, снова вернулся в армию и был убит 26 авг. 1813 г. Немногие месяцы его военной службы ? самое продуктивное время для К. как лирика (за несколько часов до смерти он на биваке набросал свою "лебединую" песню ? "Das Schwertlied"); к его патриотическим, горячим, искренним песням, которые поэт почти импровизировал, подобрал музыку Вебер, и они быстро распространялись между интеллигентной молодежью; геройская смерть К. еще больше подняла их значение, и К. в это время казался немцам величайшим поэтом. Песни его, собранные и изданные его отцом в 1814 г. под названием "Leier und Schwert", выдержали в несколько лет десятки изданий. Если бы К. прожил долее, он был бы, вероятно, лучшим представителем школы Шиллера, с которым у него много общего по характеру и по взглядам. Его последняя трагедия, "Розамунда", вышедшая после его смерти, показывает большую глубину чувства и зрелость творческой мысли. Его повести, романтические по направлению, много теряют от излюбленной им эпистолярной формы. 1-е полное собрание его сочинений издал по поручению его матери Streckfuss в 1835 г.; потом оно переиздавалось много раз в разных видах. Первая биография написана отцом его, в 1814 г.; затем следуют биографии, написанные Вольфом и Форстером, помещавшиеся при изданиях. Ср. также Hadermann, "Th. К." (Берл., 1848). В 1863 г., по случаю 50-летия со дня его смерти, вышло много статей и брошюр, ему посвященных. В 1873 г. в Дрездене открыт специальный музей К. Из позднейших работ о К. см. Fr. Jonas, "Chr.-Gottfried-K. Biograph. Nachrichten ueber ihn u. sein Haus" (Берл., 1882); Zarncke, "Tb. K's Relegation aus Lpz." ("Beilage z. Augsburger Allg. Zeit.", 1882, ¦ 249 и 250). По-русски см. "Всемирный труд" (1870 г., ¦ 9, ст. Н. Варадинова: "Федор Кернер, павший за независимость Германии в 1813 г.").
А. Кирпичников.