? или, как они сами называют себя, камляр ? до прихода русских в Енисейскую губернию проживали в окрестностях нынешнего г. Красноярска и по долине р. Качи, совместно с исчезнувшим ныне племенем аринов, и составляли довольно многочисленный народец тюркского племени. Теснимые русскими, К. переселились в Минусинский окр., на место выселившихся оттуда киргиз (в конце прошлого и начале нынешнего столетия). В настоящее время К. разделяются на 10 родов и населяют Качинскую степь, между pp. Абаканом и обеими Июсами. Степь эта изобилует пастбищами и отличается умеренным климатом; зимою здесь мало выпадает снега, и он притом сдувается ветрами, так что стада качинцев всю зиму могут оставаться на подножном корму. Качинцы прежде кочевали на южных берегах Июсов; ныне многие из них переселились на С. от этих рек, сделались вполне оседлыми, занялись хлебопашеством и, живя среди русских, совершенно обрусели. Живущие к Ю. от Июсов ведут полуоседлый образ жизни, проживают в юртах, занимаются преимущественно скотоводством; многие из зажиточных имеют значительные стада рогатого скота, лошадей и овец. У К. сохранилось немало богатырских песен и сказок, из которых видно, что в дохристианское время К. поклонялись верховному божеству (под именем Кудая), живущему над облаками, а также высоким и чем-нибудь особенно выдающимся горам, скалам. Они почитали также огонь, воду, луну и солнце, лиственницу, медведя и змею, лебедя и орла. Ныне К. все христиане. Число их ? от 10 до 12000 душ. Они наравне с госуд. крестьянами платят государственные подати и повинности, но от отбывания рекрутской повинности освобождены. Управляются они Абаканскою управою, во главе которой стоит старшина; помощники его ? родовые старшины или старосты и писаря. Как старшина, так и старосты избираются местными жителями на определенный срок.
И. Д.