Значение слова КАХЕТИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КАХЕТИЯ

? страна по верхним течениям притоков Куры-Иоры и Алазани, входившая некогда в состав Грузинского царства или пользовавшаяся самостоятельностью под именем царства Кахетинского. В настоящее время под именем К. обыкновенно подразумевают весь Телавский у., северную часть Сигнахского у., а также прилегающую к Телавскому окраину Тионетского у. Тифлисской губ. Плодородная почва, мягкий климат, обилие воды, обширные леса, разнообразная и роскошная природа, приветливое и патриархальное население (грузины). Главнейшее занятие жителей ? виноделие. Кахетинские вина пользуются всероссийской известностью. Ежегодно получается в К. до 2 1 / 2 млн. вед. вина ценностью до 5-6 млн. рублей; вывозится не более 25-30%, остальное потребляется на месте.

В . М .

К. (история). ? Как особое царство К. в груз. летописях упоминается уже с IV-V вв., со времени водворения здесь христианства. У арабских писателей с VII в. также известна эта страна. Правители К. были известны под разными наименованиями ? корикозов, мтавари и др. Квирике III (+ 1029 г.), прозванный великим, провозгласил себя царем (мепе) К. и Эретии. Из IX ст. дошло до нас житье св. Илариона, уроженца К., в списке 1074 г. Из этого документа видно, что в то время христианство процветало в К.; здесь были мужские и женские монастыри, богато снабженные книгами, были епископы и прочее духовенство, которое поддерживало религиозные сношения с Сирией, Палестиной, Константинополем и даже Римом. В 1105 г. грузинский царь Давид Возобновитель взял в плен Агсартана II и присоединил К. к остальной Грузии. С этих пор до 1468 г. К. входила в состав объединенной Грузии, управляемой царями из династии Багратидов, так что в течение 363 лет история К. сливается с общегрузинской историей. Во второй половине XV века Грузия распалась на три царства и пять княжеств: Мингрельское, Гурийское, Сванетское, Абхазское и Самцхе-Саатабагское (см. Грузия). Западная Грузия, т. е. царство Имеретинское и княжества, находилась под политическим влиянием Порты Оттоманской, а Восточная Грузия, т. е. царства Карталинское и Кахетинское, ? под таким же влиянием Персии. Дробление Грузии на несколько частей усердно поддерживалось Турцией и Персией как одно из средств к ослаблению страны. Другим средством была пропаганда ислама, между прочим ? в Восточной К. Дань, платимая в эпоху политической зависимости Турции и Персии, была ничтожна, но обязательна была выдача известного числа детей обоего пола, которых посылали время от времени в Тегеран и Стамбул в качестве заложников; девушки выходили там замуж за шахов, султанов и их приближенных, а мальчики, воспитанные в духе мусульманства, обыкновенно возвращались в Грузию для занятия высших должностей. Во всем остальном грузинские царства оставались неприкосновенными и самостоятельными. И номинальным верховенством мусульманских держав тяготилась, однако, христианская Грузия, и нередко ей удавалось совершенно освободиться от влияния этих держав. Внешняя история К. с 1468 по 1762 г., как и других частей Грузии, прошла в борьбе с Персией, Турцией и кавказскими горцами и в дружественных сношениях с Россией. Мусульманские державы и их союзники-единоверцы ? кавказские горцы, ничего хорошего не ожидая для себя от сближения Грузии с Россиею, всячески старались расстроить его. Между тем Московское государство, особенно после покорения Казанского и Астраханского царств (1552-1556 гг.), вполне сознательно старалось распространить свое торговое и военно-политическое влияние на юг, через Кавказ, на Персию. Для этого ему нужна была твердая опора в лице христианского царства. Такою представлялась Грузия. В "крестоцеловальной записи", заключенной между кахетинским царем Александром и (1527-1603 г.) и московским цар. Феодором Иоанновичем (около 1586 г.), последний дает Александру обещание "оберегать его от всех недругов его". Это обещание возобновлялось дословно и при последующих царях. Взамен "поминок", посылаемых кахетинскими царями, русские послы привозили им от московских царей не менее ценные подарки; вместе с тем они уговаривали кахетинских царей склонить к союзу с Россией и других грузинских царей и владетельных князей. Условием союза являлся только нейтралитет на случай войны Персии, Турции или кавк. горцев с Россией. Военной помощи от К. не требовалось ввиду отдаленности русской границы от К., высоких и неудобопроходимых Кавказских гор, враждебных и воинственных народов, населявших пространство в несколько сот верст между К. и Россией, а также вследствие опасности со стороны Персии и Турции, всегда готовых занять К. в случае отсутствия в ней местных войск. Столь же неизбежны были отказы России в вооруженной помощи царям К. (напр. Теймуразу в 1658 г.). Время царствования в Персии могущественных шахов Аббаса I, Сефи и Аббаса II (с конца XVI в. по 70-е гг. XVII в.) было особенно тяжелым временем для К. и Карталинии. В это время шахи стали особенно подозрительно относиться к сношениям Грузии с Россией. Шах Аббас I с большим недоверием смотрел на кахетинского царя Теймураза I. Мать царя, отказавшуюся принять мусульманство, Аббас I замучил, двух его сыновей изувечил, дочь его взял в жены против воли отца. В борьбе с шахом Аббасом II погиб третий сын Теймураза и взята была в плен вторая его дочь. В начале XVII в. (1615-1616 г.) шах Аббас I с несметными полчищами два раза проникал в Грузию, опустошил ее, ограбил церкви и забрал значительную часть жителей К., вместо которых переселил в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар. Не только христианские, но и мусульманские историки насчитывают избитых на месте во время этого нашествия от 60-70 тыс. душ, а забранных в плен ? более 100 тыс. душ. Русские послы, бывшие тогда в Персии, тщетно уговаривали шаха не разорять Грузию и не притеснять христиан, если он дорожит дружбой русского государя, покровителя христиан. Аббас уверял их в дружбе к России и посылал в Москву награбленные христианские святыни, но относительно Грузии продолжал свою суровую расправу. Грузины защищались отчаянно: Теймураз говорил русским послам, что его подданные избили до 47 тыс. персиян. Несмотря, однако, на тяжкие испытания, выпавшие на долю К., храброе, даровитое и трудолюбивое население этого царства не унывало, поддерживало и охраняло христианство и религиозные памятники; духовенство деятельно защищало чистоту веры и церкви, учреждало школы при церквах и монастырях; ковры, ткани и шелк и вино местного производства были известны и вне пределов Грузии. В главных городах К., Греми и Телаве, существовали высшие богословские школы (семинарии), с довольно обширной учебной программой. В числе грузинских поэтов и писателей занимают почетное место кахет. цари Теймураз I и Арчил (+ 1 7 12). При Ираклии II К. вновь соединилась с Грузией и Карталинией (см. Грузия) и вместе с ними в 1801 г. перешла под власть России. Литература, кроме приведенной в ст. Грузия: "Переп. на иностранных языках грузинских царей с российскими государями от 1639 г. по 1770" (изд. Акд. наук под ред. Броссе, СПб., 1861); "Сношения России с Кавказом с 1578 по 1613 г." С. Белокурова (Москва, 1889); "Сношения России с Кавказом в XVI-XVIII стол." (речь проф. Цагарели, читанная на годичном акте СПб. унив. 8 февраля 1891); "Грамоты и другие исторические документы XVIII в., относящиеся к Грузии" (СПб., 1891 г., т. I, с картою Закавказья 1771 г.; изд. под редакцией проф. Цагарели).

А. Ц.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.