Значение слова КАСТЕЛАР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КАСТЕЛАР

Эмилио (Castelar) ? знаменитый исп. оратор и писатель, род. в 1832 г., учился в Мадр. унив., в 1854 г. выступил в качестве оратора демократической партии, но в то время его более привлекала литература. Он написал ряд стихотворений и романы "Ernesto" (1855) и "Hermana de la caridad" (4 изд. 1881), в которых заметно сильное влияние Шатобриана и Ламартина: то же элегическое настроение, те же стремления к бесконечному. В 1858 г. К. получил кафедру истории в Мадрид. университете и благодаря своему обаятельному красноречию сделался идолом молодежи. Лекции, читанные им в период времени от 1858 до 1861 г., изд. под заглавием: "La civilizacion en los cinco primeros siglos del cristianismo" (2 изд., Мадр. 1865); в исторических событиях К. прежде всего ищет не общих законов, а разнообразных тем для художественно-поэтических вариаций. К этой же эпохе относится его "La Formula del P rogresso" (1858), предлагающая введение всеобщей подачи голосов. На эту книгу, имевшую значение манифеста республиканской партии, одновременно восстали и поэт Кампоамор, во имя умеренных, и журналист Карлос Рубио, во имя прогрессистов, что побудило К. написать "Защиту формулы прогресса". В 1863 г. он основал свой собственный орган: "la Democracia". Газета эта ратовала против социализма, превозносила индивидуализм, но всего более прославилась страстными нападками на королеву Изабеллу II. После неудавшегося восстания 22 июня 1866 г. К. был осужден на смерть, бежал во Францию, а после революции 1868 г. вернулся в Мадрид. В многочисленных речах, произнесенных в столице и в провинции, К. пропагандировал идею федеративной республики. Сарагоса и Лерида избрали К. в члены учредительных кортесов, провозгласивших по его инициативе свободу совести (франц. перевод речи, произнесенной К. 13 апреля 1869 г.: "La libert e religieuse", Пар., 1876). По воцарении Амедея К. сначала стал в решительную оппозицию правительству, но при радикальном министерстве Зоррильи оказывал ему, по крайней мере косвенно, поддержку. Когда была провозглашена республика, К. занял пост министра иностранных дел, но покинул его 7 июня, после того как разрыв между республиканцами и радикалами, несмотря на противодействие К., стал совершившимся фактом. 26-го августа К. избран был президентом кортесов, а 7-го сентября сделался министром-президентом, облеченным диктаторскою властью. Скоро обнаружилось, что несравненный оратор не соединяет в себе всех качеств государственного человека. К. предоставил враждебной республике партии занять высшие должности в государстве и не принял никаких мер против развития недовольства именно среди тех элементов, на которые должен был рассчитывать, как на самую крепкую свою опору. Он не сумел ни дисциплинировать армию, ни подавить окончательно карлизм. Когда 2 янв. 1874 г. К. отдал кортесам отчет в своей деятельности, образ действий его против восставшей Картагены (см. Испания) признан был антиреспубликанским и он должен был сложить с себя власть. По восстановлении монархии К. отказался от профессуры в Мадридском унив. и поселился в Париже, но в январе 1876 г. избран был в Барселоне членом кортесов. При обсуждении проекта новой конституции он тщетно отстаивал начало свободы совести. Перед выборами 1879 г. он издал манифест, в котором требовал возвращения к конституции 1869 г., свободы совести, печати, преподавания, собраний и сходок. Неоднократно выступал он в защиту идеи соЮ.З.а романских народов (к которым он причисляет и новогреков) против германского мира. К. остается и теперь вождем республиканцев-поссибилистов, которые осуществления своего государственного идеала ожидают от одной лишь мирной пропаганды. Большим успехом пользуется издаваемая им в Мадриде газета "El Globo". Натура артистическая по преимуществу, К. неспособен к строгой последовательности. Ратуя, например, против конскрипции в силу глубокого соболезнования к тяжелой участи солдата, оторванного от родной семьи, он в то же время с полной искренностью и увлечением настаивает на усмирении огнем и мечом о-ва Кубы, так как освобождение его может повредить могуществу Испании. К. ? прежде всего оратор, да и сам он искусство красноречия ставит выше всех других искусств. Изящество, грация, богатство и величие стиля ? отличительные черты его речей. Он не пренебрегает научными доводами, часто обращается к требованиям разума, но чувство, идеал, сознание бесконечного, фантазия, проникнутая глубоким религиозным духом, ? всюду выступают у него на первый план. Из сочинений К. эти основные черты его натуры всего сильнее проявились в воспоминаниях об Италии ("Recuerdos de Italia", 3 изд., Мадрид, 1884; французский перевод: "L'art, la Religion et la Nature en Italie", 2 изд., Пар., 1877; немец. перевод Шанца: "Erinnerungen an Italien", Лпц., 1876; отрывки в русском переводе в "Пчеле", 1875, ¦ 50, и 1876, ¦ 8 и 9). Другие сочинения К.: "Cuestiones politicas у sociales" (Мадрид, 1870); "Miscel a nea de historia, de religion, de arte y de politica" (Мадрид, 1874); "Estudios historicos sobre la edad media" (Мадрид, 1875); "Pef î les de personages y bocetos de ideas" (Мадрид, 1875); "Historia del movimiento republicano en Europa" (Мадрид, 1875); "Fra Filippo Lippi, novela historica" (Барселона, 1878); "Historia de un corazon" (Барселона, 1880 ? роман); "La Rusia contempor anea" (1881); "Las guerras de Ame rica y Egipto" (Мадрид, 1883); "Tragedias de la historia" (Мадрид, 1883); "El suspiro de moro" (1886). Речи К. изданы под заглавием "Discursos parlamentarios у politos" (Мадр., 1885); часть их переведена на немец. язык (Берл., 1860). Ср. Sanchez de Real, "Emilio Castelar, su vida, su car a cter, sus costumbres etc." (Мадрид, 1874); Sandoval, "Emilio С., coup d'oeil sur sa vie" (П., 1887).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.