(Jean-Alphonse Karr) ? французский писатель (1808-1890); отец его, баварец родом, поселился в молодости в Париже и приобрел известность как пианист и композитор. Увлеченный романтическим течением 30-х годов и вдохновленный первым романом своей личной жизни, К. написал поэму, переделанную им затем в роман под заглавием "Sous les tilleuls" (1832). За этим вскоре последовали "Une heure trop tard", "Fa-di è ze", "Le Chemin le plus court" ? повести, говорившие о первой любви автора и его разочарованиях. Кроме этих романов, давших К. известность оригинального и элегантного беллетриста, он написал в том же слегка философствующем тоне: "Einerley", "Ce qu'il y a dans une bouteille d'encre", "Genevi ève", "Hortense", "Am Rauchen", "La famille Alain", "Fort en thè me", "Les Femmes", "Contes et nouvelles" и др. Другой ряд произведений К.: "Promenades hors de mon jardin", "Lettres ecrites de mon jardin", "Au bord de la mer", "La pêche en eau douce et en eau sale e" и др. ? нечто вроде полуфантастических дневников, в которых хороши описания природы. Традиции романтизма развили в К. склонность к эксцентричности и стремление занимать собой внимание публики. Это выразилось сначала в его эксцентричных костюмах и убранствах квартиры; потом он стал позировать в роли неустрашимого пловца. Поселясь в Ницце, потом в С.-Рафаэле, К. занялся садоводством и продажей цветов, блестяще повел дело и дал свое имя нескольким впервые разведенным им сортам цветов. В то же время он не переставал писать книги: "M elanges philosophiques", "Gaites Romaines", "Plus ça change", "Plus c'est la mê me chose", "Le credo d'un Jardinier" и др., в которых рассматривал вопросы дня с высоты Горациевской отчужденности от страстей мира на лоне природы. Шумнее всего была деятельность К. как журналиста: в 1839 г. он сделался редактором "Фигаро" и тогда же основал сатирическую газету "Les Gu ê pes", имевшую громадный успех; свое остроумие и негодование он направлял преимущественно на адвокатов, на злоупотребление "смягчающими обстоятельствами", на систему фальсификации и обвешивания в торговле. Статьи К. на эти темы написаны блестяще, полны сарказма и юмора, но по существу довольно банальны. Одна из его выходок против известной поэтессы Луизы Колэ повела за собой попытку убийства К. со стороны обиженной женщины, которая подробно изложила весь инцидент в письме в "Фигаро" (29 марта 1869). "Les Gu ê pes" превратились впоследствии в "Gu êpes Illustre es". После 1848 г. К. основал "Le Journal", где поддерживал генерала Кавеньяка. В 1852 г. он продолжал в "Le Si è cle" серию "Gu ê pes" под заглавием "Bourdonnements", потом опять возобновил "Gu ê pes", но уже без прежнего успеха. До самых последних лет К. продолжал интересоваться текущими делами и политикой; его последняя книга, "La Maison de l'Ogre" (1890), содержит полемические статьи против Констана и других министров того времени.
З. В.